Меню

Водоросли в экосистеме озера являются

Из каких компонентов состоит экосистема озера?

Обсуждение вопроса:

Аватар

Абиотическая среда озера представлена водой, растворёнными в ней минеральными веществами, кислородом и углекислым газом. К этой среде также можно отнести температуру, свет, давление, которые оказывают существенное влияние на жизнь водных обитателей. Гидроценоз озера составляют разнообразные организмы, живущие как в толще воды, так и на её поверхности и у дна. Продуценты – фитопланктон, водоросли, гидатофиты. Консументы – рыбы, моллюски, ракообразные. Редуценты – черви, бактерии. Производным живого и неживого компонента экосистемы озера является грунт, в состав которого, помимо неорганических соединений, входят органические остатки отмерших растений и погибших животных.

Пирамиды биомасс для озера выглядят так: биомасса животных обычно больше биомассы растений. Эта «неправильность» обусловлена тем, что пирамидами биомасс не учитываются продолжительность существования поколений особей на разных трофических уровнях и скорость образования и выедания биомассы. Главным продуцентом озера является фитопланктон, имеющий большой репродуктивный потенциал и быструю смену поколений. В озере за год может несколько поколений фитопланктона. За то время, пока консументы накопят свою биомассу, сменится множество поколений фитопланктона, суммарная биомасса которых намного больше. Вот почему универсальным способом выражения трофической структуры экосистем водоемов являются пирамиды скоростей образования живого вещества, продуктивности. Их обычно называют пирамидами энергий, имея в виду энергетическое выражение продукции, хотя правильнее было бы говорить о мощности.

Источник

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему «Экосистема озера»

  1. Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
  2. Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
  3. Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
  4. Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
  1. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
  2. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
  1. Воспитывать интерес к знаниям;
  2. Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
  • Карта полушарий, видеофильм «Нургушский заповедник»
  • демонстрационные карточки (структура экосистемы),
  • иллюстрации с изображением обитателей озера,
  • раздаточный материал.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Совместное открытие новых знаний.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

(Об экосистеме, о почве.)

Что такое почва?

(Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)

Какую роль в экосистеме играет почва?

(В почве завершается круговорот веществ)

Назовите все части экосистемы.

Ответы сопровождаются выставлением демонстрационных карточек.

Живая природа: Неживая природа:
Производители вода
Потребители воздух
Разрушители почва
горные породы

Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.

Скажите теперь, что такое экосистема?

(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

Какие экосистемы существуют?

(Луг, лес, поле, озеро, болото).

Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:

Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)

3. Совместное открытие новых знаний.

А) Сообщение темы и цели урока.

О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера).

Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?

(Озера – природные водоемы со стоячей водой, расположенные в углублениях суши. Если их озера вытекает река, оно называется проточным. Они пресные. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. Иногда они бывают соленые.)

Голубыми глазами Земли называют озера. Самыми крупными озерами Земли являются Каспийское озеро-море, Верхнее, Виктория, Аральское озеро-море, Гурон, Мичиган.

Гордостью нашей страны является озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его глубина достигает 1620 метров (показ на карте полушарий).

В нашей стране около 1 миллиона озер, больших и малых, знаменитых и безвестных. В Кировской области – небольшие озера. Более 60-ти озер насчитывается в Нургушском заповеднике Кировской области, расположенном недалеко от села Вишкиль Котельнического района.

Читайте также:  Вулканические озера кольского полуострова

В видеосюжете вы увидите одно из них (демонстрируется фрагмент из видеофильма «Нургушский заповедник»).

Полюбуйтесь на его красоту, окружающую природу, понаблюдайте за обитателями озера.

(После просмотра сюжета обсуждение увиденного)

Б) Постановка задачи урока.

Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?

Какова задача нашего урока?

(Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).

Давайте вместе выясним, как живет экосистема озера.

В) Совместное открытие новых знаний.

Откройте учебник на странице 44. Рассмотрим рисунок к заданию №1.

Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника)

Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями)

Какая «профессия» у рака, беззубки, микробов? (Разрушители)

Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? (Рачки питаются водорослями, карась есть рачков, щука ест карася, мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки. Остатки перерабатывают микробы).

Все они соединены зелеными стрелками. Что они обозначают?

(Цепи питания. Передачу органического вещества).

Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает?

(Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.

Откройте страницу 46, задание №2.

Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. ( Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).

Напишем, что обозначают зеленые и коричневые стрелки на схеме.

(Зеленые стрелки обозначают пищевые цепи, передачу органического вещества. Коричневые стрелки – передачу минерального вещества).

Г) Постановка проблемы.

Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)

Прочитаем диалог Лены и Миши на странице 44. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).

Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).

Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).

В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).

Прочитаем вывод на странице 47 и сравним его с нашим выводом.

Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.

Е) Рассказ учителя с демонстрацией иллюстраций на доске.

Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. (Демонстрация картинки).

На дне растут более крупные растения: элодея, хара. ( Демонстрация картинок)

Вблизи берегов видны кувшинки: белые — лилии и желтые — кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу. ( Демонстрация картинок)

Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки. ( Демонстрация картинок)

Это озерные производители.

Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. ( Демонстрация картинок) Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь.

Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: окунь, щука.

Это озерные потребители. На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. ( Демонстрация картинок)

Около озера обычно много насекомых: мошек, комаров, стрекоз. ( Демонстрация картинок)

Читайте также:  Лесные озера снять коттедж

Водомерки скользят по воде как на коньках.

Это потому, что многие из насекомых откладывают яйца в воде. Из них выведутся личинки, а из них взрослые насекомые. Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.

4. Первичное закрепление.

В задании №3 на странице 47 надо определить профессии живых организмов.

(Самостоятельная работа в учебнике с последующей проверкой).

Назовите производителей, потребителей, разрушителей.

Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).

Могут ли они поменяться профессиями?

Выполним задание на карточках.

Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.

(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).

5. Итог урока.

Какую экосистему изучали на уроке?

Перед нами стояла задача: разобраться, как живет экосистема озера. Удалось нам это сделать?

Все ли профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?

Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).

Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)

Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно прежде всего следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!

6. Домашнее задание.

  1. Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 47.
  2. Составить памятку об охране озер.
  3. Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.

7. Рефлексия.

С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух?

Источник

Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики

Водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является вода. Именно она определяет уникальность той или иной экосистемы, видовое разнообразие и ее устойчивость.

Главные факторы, которые влияют на водную экосистему:

  1. Температура воды
  2. Ее химический состав
  3. Количество солей в воде
  4. Прозрачность воды
  5. Концентрация в воде кислорода
  6. Доступность питательных веществ.

Компоненты водной экосистемы делятся на два вида: абиотические (вода, свет, давление, температура, состав почвы дня, состав воды) и биотеческие. Биотика, в свою очередь, разделяется на следующие подвиды:

Продуценты — организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения.

Редуценты — организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных.

Основные типы водных экосистем

В экологии водные экосистемы принято разделять на пресноводные и морские. В основе этого деления лежит показатель солености воды. Если в литре воды содержится более 35% солей — это морские экосистемы.

К морским относятся океаны, моря, соленые озера. К пресноводным — реки, озера, болота, пруды.

Еще одна классификация водных экосистем базируется на таком признаке, как условия создания. Здесь выделяют природные и искусственные. Природные созданы при участии сил природы: моря, озера, реки, болота. Искусственные водные экосистемы создает человек: искусственные пруды, водохранилища, дамбы, каналы, водные фермы.

Естественные водные экосистемы

Пресноводные экосистемы

Пресноводные экосистемы — это реки, озера, болота, пруды. Все они занимают лишь 0,8% поверхности нашей планеты. Хотя в пресных водоемах обитает более 40% известных науке рыб, пресноводные экосистемы все равно значительно уступают в видовом разнообразии морским.

Главным критерием отличия пресноводных водоемов является скорость течения воды. В этой связи выделяют стоячие и проточные. К стоячим относятся болота, озера и пруды. К проточным — реки и ручьи.
Для стоячих водных экосистем характерна ярко выраженное распределение биотических организмов в зависимости от слоя воды:

В верхнем слое (литорали) главным компонентом является планктон и прибрежные заросли растений. Это царство насекомых, личинок, здесь обитают черепахи, амфибии, водоплавающие птицы, млекопитающие. Верхний слой водоемов является охотничьими угодьями для цапель, журавлей, фламинго, крокодилов, змей.

Читайте также:  Свадьба у озера беларусь

Средний слой водоема называется профундаль. Он получает намного меньше солнечного света, а питанием служат вещества, оседающие их верхнего слоя воды. Здесь обитают хищные рыбы.

Нижний слой воды называется бенталь. Огромную роль играет состав почвы, ила. Это место обитания придонных рыб, личинок, моллюсков, ракообразных.

Морские экосистемы

Самой большой морской экосистемой является Мировой океан. Он подразделяется на более мелкие: океаны, моря, соленые озера. Все они занимают свыше 70% поверхности нашей планеты и являются важнейшей составляющей частью гидросферы Земли.

В морских экосистемах главным компонентом, продуцирующим кислород и питательные вещества, является фитопланктон. Он формируется в верхнем слое воды и под действием солнечной энергии вырабатывает питательные вещества, которые потом оседают в более глубокие слои водоема и служат питанием для остальных организмов.

Большие морские экосистемы — это океаны. В открытом океане видовое разнообразие невелико по сравнению с прибрежными зонами. Основная масса живых организмов сосредоточена на глубинах до 100 метров: это различные виды рыб, моллюсков, кораллы, млекопитающие. В прибрежных зонах морских экосистем видовое разнообразие дополняется многочисленными видами морских животных, амфибий, птиц.

В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы.

Места на побережье, где морская вода смешивается с пресной (устья рек), называются эстуариями. Видовое разнообразие здесь достигается максимума.

Все морские экосистемы весьма устойчивы, способны сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного влияния.

Источник



Озёрные экосистемы

  • Экосистема озера включает биотические (живые) растения, животных и микроорганизмы, а также абиотические (неживые) физические и химические взаимодействия.Озерные экосистемы являются яркими примерами стоячих экосистем. К стоячим относятся застойные или слаботекущие воды (от латинского Lentus-вялый). Стоячие воды колеблются от прудов, озер до водно-болотных угодий, и большая часть этой статьи относится к стоячим экосистемам в целом. Стоячие экосистемы можно сравнить с текучими экосистемами, в которые входят текучие наземные воды, такие как реки и ручьи. Вместе эти два поля формируют более широкую область исследования пресной воды или водной экологии.

Стоячие системы разнообразны, начиная от маленького, временного бассейна дождевой воды на несколько сантиметров, до глубокой озера Байкал, который имеет максимальную глубину 1740 м. Общее различие между бассейнами прудов и озер является расплывчатым, но Браун утверждает, что пруды и бассейны имеют освещенные придонные области, в то время как озера нет. Кроме того, некоторые озера стали сезонно расслаиваться (обсуждается более подробно ниже). Пруды и бассейны имеют две области: пелагическая зона открытой воды, и бенталь, который включает регионы дна и берега.Так как озера имеют нижние глубокие регионы, которые не подвергаются воздействию света, эти системы имеют дополнительную зону, глубинную (профундали). Эти три области могут иметь очень разные абиотические условия и, следовательно, множества видов, которые специально адаптированы к жизни там.

Связанные понятия

Речная экосистема — экосистема, работающая в природной среде и включающая в себя биотические взаимодействия среди растений, животных и микроорганизмов, а также абиотические физические и химические взаимодействия.Речные экосистемы являются яркими примерами проточных (lotic) экосистем. Lotic относится к проточной воде, от лат. lotus, что означает «промывание». Под проточной водой можно понимать водные объекты в диапазоне от ручья в несколько сантиметров в ширину до главных рек в несколько километров.

Сушу и океан связывают реки, впадающие в моря и несущие различные загрязнители. Не распадающиеся при контакте с почвой химические вещества, такие как нефтепродукты, нефть, удобрения (особенно нитраты и фосфаты), инсектициды и гербициды в результате выщелачивания попадают в реки, а затем в океан. В итоге океан превращается в место сброса этого «коктейля» из питательных веществ и ядов.

Наземные экосистемы играют особую роль в жизни человека, поскольку урожай в них можно получать на всех трофических уровнях в отличие от водных сообществ, где используется только верхняя часть экологической пирамиды. Следовательно, особенности двух типов экосистем необходимо учитывать при эксплуатации природных ресурсов.

Источник

Adblock
detector