Меню

Волго камский бассейн реки

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Волго-камский бассейн

Волго-Камский бассейн , Предкавказье и др.) — Осадочным отложениям центральных районов крупных артезианских бассейнов платформ не свойственны тектонические нарушения с амплитудами смещения, соизмеримыми с мощными толщами регионально выдержанных слабопроницаемых пород. [1]

Волго-Камского бассейна примыкает разветвленная сеть железных дорог, здесь находится большое число речных нефтебаз, быстро развивается сеть нефтепроводов и гсефтепродуктопроводов. Загрузка речного транспорта Волго-Камского бассейна еще больше возрастает с началом поступления нефти по трубопроводам из Западной Сибири в район Куйбышева для последующего перемещения по Волго-Камской и Волго-Балтийской системам. [2]

Свой сводный материал по Волго-Камскому бассейну территориальное управление немедленно передает Куйбышевскому управлению для включения в общий акт сверки перевозок. [3]

Основной объем речных перевозок нефтепродуктов ( около 70 %) приходится на Волго-Камский бассейн . [4]

Можно предполагать, что и здесь значения модуля 2 0 — 2 5 л / ( с-км 2) в пределах периферии собственно Волго-Камского бассейна представляют собой в основном расчетные величины, определяемые положением замыкающих гидрометрических створов. Урал, где большая часть расчетного участка расположена в пределах периферии артезианского бассейна. [5]

При наличии в разрезе первого этажа относительно выдержанного слабопроницаемого раздела, залегающего ниже глубины основных эрозионных врезов, кровля такого раздела может рассматриваться как нижняя граница зоны интенсивного водообмена ( см. рис. 30) При сложном многослойном строении разреза первого этажа ( верхнепермские отложения Волго-Камского бассейна , нижнетриасовые Северо-Двинского и др.) такая граница не может быть однозначно сопоставлена с поверхностью локальных разобщенных водоупорных слоев. [6]

При строительстве магистральных газопроводов Уренгой — Помарц-Ужгород и Уренгой-Центр была внедрена разработанная БСМО Союзподводтрубопроводстрой и ВНИИСТом технология строительства подводных переходов из длинномерных трубных плетей длиной 150 -: 250 м, которые изготовлялись на централизованной базе в г. Казани и буксировались на переходы, строящиеся в Волго-Камском бассейне . [8]

Волго-Камского бассейна примыкает разветвленная сеть железных дорог, здесь находится большое число речных нефтебаз, быстро развивается сеть нефтепроводов и гсефтепродуктопроводов. Загрузка речного транспорта Волго-Камского бассейна еще больше возрастает с началом поступления нефти по трубопроводам из Западной Сибири в район Куйбышева для последующего перемещения по Волго-Камской и Волго-Балтийской системам. [9]

Исследования, проведенные в соответствии с заключенным договором, еще раз подтвердили ранее сформулированное заключение о геологической несостоятельности выбранной площадки для строительства атомной электростанции. В отчете по результатам исследований были сделаны выводы: Рекомендуемые в проектах строительства технические, технологические, геологические решения и мероприятия по повышению экологической безопасности эксплуатации БАЭС не могут гарантировать по геологическим условиям безаварийной работы станции с возможными катастрофическими последствиями не только для Башкирии, Татарии, Удмуртии, но и многих областей, примыкающих к Волго-Камскому бассейну России . БАЭС не может быть рекомендован к реализации на выбранном участке до разработки решений по гарантированному безаварийному строительству и эксплуатации этой станции. Отчет заказчиком ( правда, не без скрипа) был принят. [10]

Верховным Советом Башкирской АССР было принято постановление О прекращении строительства Башкирской атомной электростанции. Но к тому времени уже было затрачено более 400 млн. рублей из 2143800000 проектной стоимости, построен город Агидель с 20000 атомщиков и их семей, оказавшихся без дела. Однако, прекращение строительства позволило сберечь более 1 7 млрд. рублей от напрасных затрат и, главное, предотвратить возможность катастрофы не только Волго-Камского бассейна , но, воистину, планетарного масштаба с 8 реакторами ВВЭР-1000, не менее опасными, чем чернобыльские. [11]

Источник

Водный транспорт

Волжско-Камский бассейн обслуживает экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России. Он является главным. На него приходится ½ грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами

бассейна являются три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом является Архангельск. [20, c298]

Большое значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные соединения – Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.

Полезные статьи

Гидротермы у истока р. Карымская (группа VII).
Выходы термальных вод появились в истоке реки Карымская после прорыва перемычки, перекрывшей сток из озера во время извержения в январе 1996 г. В ни .

Перспективы нефтедобычи
Мы привыкли к утверждению, что в прибрежной Балтике нефти должно быть больше, чем на суше. Мысль эта основывается на том, что шельфы, как правило, о .

Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.
Процесс приобретения газовой промышленно­стью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Отрасли удалось избежать разрушен .

Источник

Основной судоходный речной бассейн России

Основной судоходный речной бассейн России

Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). 1.Вспомните, что называют речной системой и речным бассейном. Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам.

В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий).

На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в. В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов.

Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками.

В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас. Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Здесь сосредоточено примерно 25 % российского флота. Главный недостаток данного бассейна – его сильная удалённость от наиболее развитых регионов страны.

По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и вывоза на «Большую землю» продукции этих районов. Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует много средств и времени. Основной среди них – Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически наиболее развитая часть страны.

Бассейн водоёма — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассейн. Реки бассейна Черного моря.Во все времена во всем мире реки играли важную роль в жизни и деятельности человека.

Питание главной реки и ее притоков смешанное. Река судоходна на всей длине. Важное значение Днепра и как источники энергоресурсов. Второй по длине и площади бассейна рекой в Украина является Южный Буг. Это единственная из крупнейших рек, которая полностью собирает свои воды с территории Украины.

Полноводной рекой Украина является Дунай, годовой сток которого составляет около 123 км3, Что вдвое больше, чем в Днепра. К средним по длине рек бассейна Азовского моря принадлежат Кальмиус, Берда, Молочная, Салгир. Реки бассейна Балтийского моря и внутреннего стока. До Балтийского моря несут свои воды Западный Буг и Сян, Которые являются притокамиВислы.

Морской транспорт

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов.

Речной бассейн — 18) речной бассейн территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;… Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. Крупнейшими притоками являются Синюхаи Ингул. Бассейн реки основном находится в пределах Украинского щита, поэтому она и ее притоки порожистые.

Читайте также:  У реки кафе зал

Судоходные реки России

Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР). Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений.

Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга — хлеб.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам.

Основной среди них — Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м.

В систему входят: Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза; Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада; Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями; Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Волга

Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль), крупнейшая река в Европе — площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с.

Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные — Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС — Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им.

Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий.

По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы. Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, — Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама. Кама – одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км.

Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.


Рис.1. Река Волга

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н.

Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани. Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ.

Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.

Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой.

На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри. Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии.

Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком. Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда.

Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.

В Волжском бассейне насчитывали в ХХ веке до 600 тысяч бурлаков.

Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России.

Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы. Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права. На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно.

Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы.

Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени. Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый в мире теплоход вышло в рейс.

На следующий год был готов «Сармат» — второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала 20в.в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов. Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов.

Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, — вот картина старой волжской пристани. Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены.

В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.

Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги.

Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.

Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский.

Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке, Ветлуге, Суре. За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г.

и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.

Читайте также:  Очистка русла малых реках

Кама

Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой и Чусовой, не дышал тем воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы» — писал о Прикамье певец Урала, Д.Н. Мамин — Сибиряк. Вспоминаются полотна Шишкина, Максимова, картина Мешкова «Простроры Камы», где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели…

Кама — пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров. От Казани до удмуртской деревни Карпушата, где на пологих склонах «Агеевского Лога из ключей рождаются первые струи Камы, всего четыреста километров.

Почти там же начинается и приток Камы — Вятка. Сначала Вятка и Кама текут параллельно — на север, потом расходятся, и прежде чем соединить свой воды, разделенные у истоков неширокой лесистой грядой, пробегают огромный путь.

В верховьях русло неустойчиво и извилисто, ниже устья Вишеры — многоводная река. Сток Камы на значительном протяжении зарегулирован плотинами Камской, Воткинской и Нижнекамской ГЭС, выше которых созданы водохранилища.

При впадении в Волгу находится Волжско-Камский заповедник. Основные города: Соликамск, Березники, Пермь, Красноармейск, Сарапул, Набережные Челны, Чистополь.


Рис.2.

Река Кама в окрестностях Гремячево

Общая длина Камы — 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км — немногим уступающего Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает Кама и по многоводности ей впору тягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка. Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины.

Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.

С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 в здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам — и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью.

Несметны богатства бассейна Прикамья. На Урале обнаружено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы. В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны. Индустрия Прикамья представлена черной и цветной металлургией, нефтеобрабатывающей и угольной промышленностью, машиностроительными, металлообрабатывающими, химическими предприятиями.

Ока

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока, второй по величине ее приток.

Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Малоархангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода — 1478 км. По гидрологическим данным и по характеру пути Ока разделяется на три участка: верхний средний и нижний. Верхняя Ока — от города Алексина до Щурово. Средняя Ока — от Щурово (устье реки Москвы) до устья реки Мокши. Она резко отличается от верхнего участка — уменьшаются уклоны, река становится более многоводной.

Преобладающее направление — юго-восточное. На протяжении 100 км участок реки Щурово — Кузьминск — шлюзовой. Здесь в 1913-194 годах построены два гидроузла — Белоомутский (в 63 км от Коломны) и Кузьминский — (в 43 км от Белоомута). Нижняя Ока — от устья реки Мокши до Нижнего Новгорода. Долина нижней Оки характерна частыми сужениями и расширениями русла от одного до двух километров.


Рис.3.Вид на Оку в селе Константиново Рязанской области

Правый берег от Павлова до Горького — высокий, левый берег от Мурома до Нижнего Новгорода — низкий. По уклонам Ока приближается к среднему и даже нижнему течению Волги.

Климат бассейна реки — умеренно-континентальный, однообразный, на всем протяжении. В летнее время преобладают ветры западного направления. о берегам Оки с одной стороны — обрывы, с другой — необъятные просторы заливных лугов. Ближе к впадению в Волгу, около Нижнего Новгорода, Ока становится полноводней, на берегах её темнеют хвойные леса и перелески.

Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Половодье с апреля по май в верховьях, и до начала июня — в низовья; осенью дождевые паводки.

Ледостав в верховьях — с начала января до конца марта — апреля; в низовьях — с декабря до начала мая. На левом берегу в среднем течении — Приокский заповедник. Река судоходна от города Чекалин, регулярное судоходство — от города Серпухов. Транзитное судоходство — от устья реки Москвы до впадения в Волгу. На Оке города: Орёл, Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Дон

Дон начинается на Среднерусской возвышенности.

Когда-то он брал свое начало в Иван-озере. Позже Иван-озеро стало давать воду истокам Дона лишь ранней весной в многоводные годы. В обычные годы верховья питала главным образом речка Урванка. Её и стали считать истоком Дона. Но в настоящее время Иван-озера вообще не существует. На его месте разлилось Шатское водохранилище, созданное возле города Сталиногорска.

Длина Дона — около 1970 км. Бассейн его превышает 440 тыс. кв. км. Летом Дон был вполне судоходным лишь в низовьях. Происходило это потому, что у реки на редкость непостоянный характер. Весной многоводного года Дон несет в 170 раз больше воды, чем летом засушливого года. Вешняя вода скатывается по реке двумя волнами: Сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом её посылают и северные.

Иногда обе волны паводка проходили одновременно, и тогда Дон разливался особенно сильно.


Рис.4. Река Дон в Воронежской области

Но вот проносились по Дону вешние воды, отданные Дону тысячами мелких ручьев и речек его бассейна, подсыхала земля на пригорках, и Дон сразу же менялся.

Спокойно, неторопливо тек он среди песчаных кос и отмелей, омывая подножья белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы не могли плавать в среднем течении реки. В низовьях Дона постоянно работали землечерпательные машины, еле успевая углублять перекаты и мели, которые громоздила река.

А ведь Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.

Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем.

Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Разумное распределение водного богатства Дона осуществляется теперь с помощью запертой плотиной Цимлянского моря.

Верховья Дона остались в стороне от большой водной дороги.

Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту площадью 340 кв. км. На значительном протяжении долина реки следует крутому восточному краю Среднерусской возвышенности. Малые уклоны в низовьях обеспечивают очень медленное течение.

Главные притоки: Хопер, Медведица, Сал, Северский Донец. На Дону — Цимлянская ГЭС и водохранилище, Николаевский, Константиновский и Кочетковский гидроузлы. Судоходство — от устья р. Сосна (1604 км), регулярное судоходство — от города Георгиу-Деж (1355 км). В бассейне Дона — заповедник Галичья гора. Крупнейшие города: Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск.

Судохо́дная река́ — это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий:

  • мосты имеют определённую высоту или имеют разводные секции;
  • при необходимости проводятся регулярные дноуглубительные работы для поддержания определённой глубины.

Для туристов термин «судоходная река» означает возможность прохода по реке на малой безмоторной лодке без искусственных изменений в конструкции.

Классификация внутренних водных путей

К внутренним водным путям относятся реки, озера, водохранилища, судоходные каналы и некоторые морские заливы и губы.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 144,5 тыс. км, при этом из них на Сибирь и Дальний Восток приходится 75 тыс. км.

Имеет место ряд признаков, по которым, так или иначе, классифицируют внутренние водные магистрали. Прежде всего, их можно разделить на естественные и искусственные.

К последним относятся судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища. Они наиболее благоустроены в судоходном отношении. Их доля составляет около 15% от общей протяженности внутренних водных путей страны.

Водохранилища создаются для регулирования стока рек, выработки электроэнергии, водоснабжения, орошения, улучшения судоходства.

Наиболее крупные водохранилища созданы на Волге, Ангаре, Дону, Днепре, Каме, Енисее, Иртыше.

Судоходные каналы позволяют объединять в единые водные магистрали или их систему судоходные пути бассейнов отдельных рек. Так, с постройкой канала им. Москвы, Волго-Донского, Волго-Балтийского, Беломоро-Балтийского была создана в Европейской части России Единая Глубоководная транспортная система протяженностью 6,5 тыс. км, объединившая между собой Азовское, Белое, Балтийское, Каспийское и Черное моря.

Читайте также:  Река енисей особенности реки

На искусственных судоходных каналах и шлюзованных реках часто габариты судового хода определяются размерами шлюзовых камер.

Характеристики шлюзов основных рек приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1 Характеристики шлюзов

Шлюзование системы Число Размеры камеры, м
шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень
полезная полезная
Беломоро-Балтийский канал 153/147 15,73/14,5 4,6
Северо-Двинская система 164,3/155,4 12,8/12,5 2,25
Верхне-Свирский гидроузел 291/281 21,5/19,5 4,5
Нижне-Свирский гидроузел 205/199 21,5/19,5 4,5
Волго-Балтийский канал 275/265 17,8/16,2 4,5
Шлюзы реки Москвы:
№10 Перервинский 300/290 30/28 4,5
№11 Перервинский 57/55 15/13,4 4,5
«Трудкомунна», Андреевский, Софьинский, Фаустовский 280/270 18/16,4 4,5
Продолжение табл.

В целом все водные магистрали подразделяются на пути, имеющие судоходную обстановку и без нее, а также с гарантированными габаритами судового хода и с ненормируемыми.

В зависимости от габаритов судового хода, которые характеризуются его шириной, радиусом закругления и гарантированной глубиной, все реки в системе речной отрасли делятся на магистральные и малые.

К малым относятся:

Водные пути, эксплуатируемые в течение всей навигации и имеющие в меженный период величину хотя бы одного из габаритов.

Источник



Отзывы наших отдыхающих

На водохранилищах различают: нормальный подпорный уровень или горизонт (НПУ, или НПГ) – уровень, который плотина может поддерживать в течение длительного времени при обеспечении нормальной эксплуатации всех сооружений; форсированный подпорный уровень (ФПУ) – высший подпорный уровень, который можно поддерживать недолгое время в период пропуска паводка, обеспечивая сохранность сооружений; уровень мёртвого объёма (УМО) – минимальный уровень, допустимый в условиях нормальной эксплуатации.
Статические запасы воды представляют собой неиспользуемую часть водохранилищ – так называемый «мёртвый объём». Будучи разово наполненной речной водой, эта ёмкость сохраняется на весь срок существования водохранилищ. Неиспользуемая часть воды, по инженерным соображениям, предусматривается при строительстве любого водохранилища, как емкости и отстойника для речного стока. Твердые частицы выпадают в осадок при изменении гидравлических параметров потока в момент «впадения» в водохранилище. Мёртвый объем водохранилищ постепенно заиливается. Поэтому величина статических запасов речных вод весьма условна, фактически она существенно меньше.
Назначение Яузского водохранилища – водоснабжение г. Москвы. Из него сток р. Яузы подается по каналу в Верхнерузское водохранилище и далее в Москву-реку. Остальные водохранилища имеют емкость менее 10 млн. м3 и используются для рыборазведения, орошения и рекреации.
Главное русло р. Оки остается незарегулированным. Регулирование имеет особое значение на ее левых притоках, протекающих по Московской области. Суммарный полезный объем водохранилищ составляет здесь 1,05 км3, их назначение – водоснабжение г. Москвы и Московской области. Наиболее крупные водохранилища: Можайское (0,22 км3), Истринское (0,17 км3), Рузское (0,21 км3) и Озернинское (0,14 км3).
Следует также отметить каскад резервно-отстойных водохранилищ, образующих водораздельный бьеф канала им. Москвы: Икшинское, Пестовское, Учинское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское. Помимо транспортного назначения, эти водохранилища играют важную роль в водоснабжении г. Москвы и Московской области, а также в обводнении Москвы-реки, Яузы, Клязьмы и Учи.
Канал им. Москвы, соединяющий р. Москву с р. Волгой имеет общую длину водного пути 128 км, из них 19,5 км проходит по водохранилищам. Канал берет начало на правом берегу р. Волги у г. Дубны – в 8 км выше устья р. Дубны. Здесь создано Иваньковское водохранилище. Трасса канала идет на юг к г. Москве, пересекая возвышенную Клинско-Дмитровскую гряду. На трассе канала расположено 9 шлюзов. На волжском склоне – от Иваньковского водохранилища до водораздела (124 м над уровнем моря) – 5 ступеней, на московском склоне – 4 ступени. Кроме Иваньковского в систему входят Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища. На трассе канала находятся 8 ГЭС и Иваньковская ТЭС. Канал решил проблему водоснабжения г. Москвы и обеспечил водный путь из Балтийского в Каспийское и Чёрное моря.
В Орловской, Калужской, Тульской и Ивановской областях, где в основном зарегулирован сток бассейна Оки, водохранилища используются для целей водоснабжения либо комплексно – для водного транспорта, рыборазведения, водоснабжения. Это небольшие водохранилища (с полезной емкостью, как правило, до 10 млн. м3) сезонного или многолетнего регулирования.
Более 60% объема зарегулированного стока рек Южного склона сосредоточено в водохранилищах Волжско-Камского каскада, которые используются в целях энергетики, промышленного и коммунального водоснабжения, водного транспорта, ирригации, рыбного хозяйства, рекреации. На Волге и ее главном притоке Каме построены 11 гидроэлектростанций. Суммарная установленная мощность Волго-Камского каскада составляет 11409 МВт. Строительство плотин, водохранилищ и гидроэлектростанций снизило скорость течения реки, повлияло на качество воды, рыбопродуктивность и биоразнообразие.
Всего в бассейне Волги насчитывается около 800 водохранилищ с суммарным полезным объемом 101 км3 и площадью зеркала 30,4 тыс. км2. Они аккумулируют почти 70% среднегодового стока волжского бассейна.
Из восьми крупных гидроузлов с водохранилищами на р. Волге четыре (Иваньковское, Угличское, Рыбинское и Горьковское) образуют непрерывный каскад на Верхней Волге (пятое – Верхневолжское водохранилище– находится в верховьях реки).
Эти водохранилища вместе с р. Окой формируют 45% годового стока р. Волга, еще 45% стока приходится на бассейн р. Камы.
В пределах Ярославской области расположены два водохранилища комплексного назначения – Рыбинское и Угличское.
В Тверской области насчитывается 20 водохранилищ с суммарным полезным объемом 2,3 км3. Наиболее крупные из них – Верхневолжское (0,466 км3), Вазузское (0,428 км3), Вышневолоцкое (0,243 км3) и Иваньковское (0,9 км3). Все они в большей или меньшей степени предназначены для водоснабжения Москвы, обводнения рек Окского бассейна, а также для энергетики, водного транспорта и рыборазведения. Более мелкие водохранилища используются для целей водоснабжения, рыбного хозяйства, энергетики, рекреации.

Куйбышевское водохранилище, протяжённостью до слияния реки Волги с рекой Камой от Куйбышевского гидроузла – 309 км; от Куйбышевского гидроузла до Чебоксарского гидроузла по реке Волге – 508 км; от Куйбышевского гидроузла до Нижнекамского гидроузла по реке Волге и реке Каме – 578 км. Полный объём водохранилища – 58 км3, полезный – 33,9 км3. Это самое крупное водохранилище Волжско-Камского каскада (оно контролирует 97% водных ресурсов Волги), дающее возможность проводить в современных условиях внутригодовое распределение стока Волги в створе Куйбышевского гидроузла. Основные притоки к Куйбышевскому водохранилищу: Кама, Большой Черемшан, Свияга, Сок, Большой Кинель, Уса.

Саратовское водохранилище, протяжённостью – 350 км. Полный объём водохранилища – 12,87 км3, полезный – 1,75 км3. Саратовский гидроузел расположен в 1129 км от устья Волги. Саратовское водохранилище является водохранилищем недельного регулирования стока с большим водообменном. Основные притоки к Саратовскому водохранилищу: Самара, Чапаевка, Сызрань, Чагра, Малый Иргиз.

Волгоградское водохранилище, протяжённостью – 540 км. Полный объём водохранилища – 31,45 км3, полезный – 8,25 км3. Волгоградский гидроузел расположен в 606 км от устья Волги. Гидрологический режим Волгоградского водохранилища определяется работой ГЭС и хозяйственными попусками воды. Основные притоки к Волгоградскому водохранилищу: Терешка, Курдюм, Большой Иргиз, Большой Караман, Еруслан.
В соответствии с нормативным классом капитальности, Куйбышевский, Саратовский и Волгоградский гидроузел рассчитаны на пропуск весеннего половодья вероятностью превышения 0,1% (это расход в 60 тыс. м3/с). В нормальных условиях эксплуатации и проверены на пропуск катастрофического половодья вероятностью превышения 0,01% (это расход в 70 тыс. м3/с).
В современных условиях водохранилища Волжско-Камского каскада используется для срезки естественных максимальных расходов и осуществления специального весеннего попуска на Нижнюю Волгу.

Волго-Каспийский канал. Общая длина канала составляет 210 км. Он начинается из протоки Бертюль, в 21 км ниже Астрахани, и заканчивается в глубоководной зоне Каспийского моря. Канал обеспечивает в межень судоходство через дельту Волги.
Первые 90 км канала проходят по естественному руслу западного рукава р. Волги – Бахтемиру, а далее он разработан до глубин для судового хода и ограничен от мелководий дельты искусственными песчаными грядами. Это вдоль береговые возвышения, достигающие высоты 1-2, иногда до 3 м над меженным уровнем, или искусственные острова. Ширина островов 150-200 м, длина – от 1 до 10 км. Последние 64 км канала не имеют надводных берегов, его борта скрыты под водой на 1-3 м от поверхности.
Гидрологический режим канала определяется Волгоградской ГЭС и вододелителем в дельте Волги. Наибольшая годовая амплитуда уровня воды на р. Волге (г. Астрахань) составляет 4,45 м, а на Волго-Каспийском канале в 137 км ниже Астрахани – 1,14 м. В среднем амплитуда уровней на канале находится в пределах 0,5-0,7 м.

Источник

Adblock
detector