Меню

Вопросы по рассказу васюткино озеро как заблудился васютка

Вопросы по рассказу васюткино озеро как заблудился васютка

МАТЕРИАЛ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРИ СОЗДАНИИ ВИКТОРИНЫ ИЛИ КВН ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА, Т.Е. ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

ВОПРОСЫ ПО РАССКАЗУ В.АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Викторина «Васюткино озеро»

1. Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке)

2. На какой реке происходили события? (Енисей)

3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки? (По нескольку центнеров)

4. Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орехами)

5. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок)

6. Что такое затесь? (Зарубка на дереве)

7. Какую птицу первой увидел мальчик? (Кедровку)

8. Стрелял ли в нее Васютка? (нет)

9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке)

10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь? (5-6 килограммов)

11. Когда Васютка понял, что заблудился? (Когда увидел муху в сетях паука)

12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря? (О том, что не взял соли)

13. Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух? (10 штук)

14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде? (на пути стала попадаться трава)

15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра? (За народными приметами)

16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озерах благородная рыба не водилась)

17. Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное).

Викторина по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

1. В каком месте нашей родиной страны происходят события? (в Сибири, на Енисее)

2. Чем занималась бригада отца мальчика? (ловила рыбу)

3. Чем снабжал бригаду мальчик? (шишками)

4. Что заставила взять с собой в дорогу мать мальчика? (хлеб)

5. Что такое зАтеси? (зарубки на дереве, чтобы не потерять дорогу)

6. Какая птица отвлекла мальчика с дороги? (глухарь)

7. Каким способом жарил мальчик птицу? (в золе)

8. Почему мальчик отыскивал глазами жёлтую полоску лиственного леса? (он растёт вдоль воды)

9. В какую сторону пошёл мальчик? (на север)

10. Что привлекло мальчика, когда он вышел к воде? (ныряющие утки)

11. Чему удивился мальчик, когда глянул в воду? (там было много белой речной рыбы)

12. Кто спас мальчика? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)

13. Что обещал дед подарить мальчику? (новое ружьё)

14. Как назвали открытое мальчиком озеро? (Васюткино, в его честь)

Второй, более сложный, вариант викторины по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

1. В какое время года происходят события рассказа? (конец лета)

2. На какой реке ловят рыбу рыбаки? (на Енисее)

3. С какой целью ходил в лес Васютка? (за кедровыми шишками)

4. Какой наказ дала мать Васютке? (Дала хлеба и сказала от затесей не уходить)

5. Почему кедровка – птица полезная? (она разносит семена кедра по тайге)

6. На кого отвлёкся Васютка? (на глухаря)

7. Когда Васютка понял, что заблудился? (когда увидел муху в паутине)

8. Каким образом испёк глухаря мальчик? (раскопал костёр и в ямку, в золу, положил птицу)

9. Где спал мальчик ? (на месте костра, чтобы не замёрзнуть)

10. Что пытался различить мальчик среди тёмного моря тайги? (жёлтую кромку лиственного леса)

11. Отчего расплакался мальчик, когда увидел болото? (от бессилия и разочарования)

12. Что увидел в озере мальчик? (речную рыбу)

13. Продолжите дедушкину примету: «Вызвездило — …» (к холоду)

14. Что понял мальчик, когда обнаружил подбитую им утку у перешейка? (озеро проточное!)

15. Что нужно сделать, чтобы развести костёр из подмокших дров? (нужно поджечь берёсту)

16. Как и почему назвали озеро люди? (Вассюткиным. Именно он его нашёл и привёл рыбаков)

Источник

Вопросы по рассказу «Васюткино озеро»

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

Васютка заблудился, погнавшись за глухарем. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, терпение и упорство.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

Когда Васютка понял, что он заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал Слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем, потому что Васютка его нашел. Мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

К этому рассказу можно нарисовать много разных иллюстраций. Можно нарисовать избушку ни берегу Енисея и рыбаков, которые чинят сети; Васютку с ружьем и мать, которая дает ему с собой хлеб. Можно изобразить Васютку, который сидит у костра, разговаривает с белкой, оглядывает тайгу с верхушки дерева или стреляет в уток. Можно нарисовать озеро, в котором сквозь воду видна рыба, а над водой летят утки; или широкий Енисей, по которому плывет пароход, и мальчика на берегу.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается обращением к карте. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».

Читайте также:  Озеро то суа лотофага самоа

Литература и изобразительное искусство
К стр. 152

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.

Васютка увидел на ели кедровку. Рис. Е. Мешкова. — «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
Васютка у костра. Рис. Е. Мешкова.— «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Обогащаем свою речь
К стр. 152-153

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собою краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих и многих охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
«Трепет перед драгоценным «припасом»« возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километром, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
Когда Васютка заблудился, он начал сам с собой разговаривать вслух. Наверное, когда он слышал свой голос, ему было не так страшно и одиноко.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь. Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и
икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с мясом высокого качества.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности. Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеей— зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно. Пацан — мальчишка. (Слово просторечное.)
Хлопец — парень. (Из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложенияс этими словами.

Рабочий устал, копая канаву. Ребенок притомился от долгой ходьбы. Народ изнемог от жары: этим летом столбик термометра поднялся до 37 градусов.

Источник

Урок литературы в 5-м классе «Как Васютка выжил в тайге» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Оборудование: портрет писателя, карта России, рисунки учащихся, запись с пением птиц.

Словарная работа: автобиографическая проза, тенета, валежины, ряска, тягун.

  1. Слово о писателе

— Ребята, дома вы прочитали рассказ русского писателя В.П. Астафьева “Васюткино озеро”. А что вы узнали о писателе Астафьеве? Какие факты его биографии, детства? (Астафьев рано потерял самого дорогого ему человека – маму; жил и воспитывался в семье бабушки и дедушки Потылицыных; побывал в детском доме; учился в железнодорожном училище в Красноярске; его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных; он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода…)

— Как вынести это? Как не ожесточиться, не проклясть? Но Астафьев пишет: “За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли сделал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?”

Прошло много лет, прежде чем бывший беспризорник и детдомовец, бывший солдат Великой войны стал писать, чтобы рассказать людям о пережитом, о том, что тревожит душу. В.П. Астафьев написал много интересных рассказов для детей и повестей и романов для взрослых. Писать рассказы для детей Астафьев начал давно, в самом начале своего творчества, в 50-е годы. Он создает цикл рассказов о своем детстве, о тех впечатлениях, что были вынесены им из далекой поры. Автор предстает в этих рассказах центральной действующей фигурой, это его глазами мы видим окружающий мир. Героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку мир человеческих отношений, мир природы и взаимосвязь человека и природы.

Один из таких рассказов – “Васюткино озеро”.

  1. Судьба рассказа (сообщение учащегося)

— К какому жанру можно отнести произведение, учитывая, что писатель рассказал в нем о своих приключениях? (Автобиографическое произведение. Автобиография — описание своей жизни (обращение к словарю)).

— Какое название “Жив” или “Васюткино озеро” вам нравится? Почему?

  1. Блиц-опрос (по группам или по рядам).

— А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Оценивается скорость ответа и его правильность. За каждый правильный ответ группа (ряд) получает жетончик.

  • На какой реке происходили события?
  • Назовите возраст Васютки.
  • Чем снабжал Васютка рыбаков?
  • Что такое затесь?
  • Какую птицу первой увидел Васютка?
  • Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
  • Сколько, по мнению Васютки, весил пойманный глухарь?
  • О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он стрелял в воздух?
  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
  • Как звали Васюткину собаку?
  • Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
  1. Беседа по тексту

— Как связано начало рассказа с его названием? ( В основе сюжета рассказа лежит такое событие: мальчик по имени Васютка заблудился в тайге и провел там несколько дней один.)

— Зачем Васютка пошел в лес? (Он снабжал рыбаков кедровыми орехами. Но эта работа была не в тягость).

— Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

— Расскажите, как Васютка заблудился? (Васютка бросился за подбитым глухарем. Птица уходила небольшими перелетами. Они становились все короче. Глухарь слабел. А Васютка припустил сильнее).

— Какие чувства испытал мальчик после того как понял, что потерял затеси? Давайте понаблюдаем за поведением Васютки в лесу, за его состоянием: (“он спохватился: где затеси. ” — “Лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим… Васютка заговорил вслух, чтобы отогнать подступающий страх…”)

Чтение учащимся наизусть отрывка со слов “Где же затеси?” до слов “Страх начал давить еще сильнее”.

Читайте также:  Снять коттедж в финляндии у озера для рыбалки

— За что ругает себя Васютка? (В пылу охотничьего азарта погнался за глухарем, забыл о затесях ).

— А как бы вы стали вести себя в данной ситуации? — Какое решение принимает Васютка? (Идти на юг к Енисею). О чем говорит такое решение? (Он пытается взять себя в руки, успокоить себя).

— Васютка бодрится, но … легко ли ему? (“Но бодрости хватило ненадолго – затесей все не было…” — надежда сменяется отчаянием. “… с замирающим сердцем бежал он к дереву…” — вновь Васютка надеется на удачу. “В лесу сделалось совсем тихо…” — что теперь делать? “Уж несколько раз менял направление” — все – таки он не сдается).

— Когда Васютка окончательно понял, что заблудился? (“Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета (обращение к словарю)”. “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”).

— Как передает писатель состояние мальчика в этот момент? (“Открытие было простым и потрясающим”, “он вскрикнул и бросился бежать”, “он спотыкался, падал, вставал и снова бежал”. “Заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин (обращение к словарю) лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. “Будь что будет”, — отрешенно подумал он”).

— Что кроется в словах “Будь что будет”? (Равнодушие к своей жизни, к судьбе).

— “В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод”, — говорит Астафьев. Какие слова вспомнил Васютка, когда им овладело отчаяние? (Он вспомнил слова отца и дедушки: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!”). И Васютка стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

— Что сделал Васютка в первую очередь? (Развел огонь, приготовил из глухаря охотничье блюдо, собрал на ночь дрова, на ночлег устроился по-охотничьи).

— Занятый хлопотами, Васютка немного успокоился. “Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой”. Тревога о чем? (Заполярная тайга не страшна зверьем. И все-таки было жутко. Тревожила мысль о том, куда идти утром).

— Что помогло Васютке провести первую ночь? (Его знания и умения).

На фоне записи с пением птиц читается отрывок со слов: “Где это я?” — изумленно подумал Васютка до слов: “Тайга не откликалась”.

— Васютка один, а вокруг… “Тайга, тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…” Почему тайга показалась мальчику “молчаливой, равнодушной…”? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? (… облака делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем). Что пытается найти Васютка среди тайги? (Полоску лиственника, лиственничный лес обычно тянется по берегам реки).

— Куда решает идти Васютка и почему? (На сервер, километров через сто тайга кончится, начнется тундра. А в южную сторону тайга тянется на тысячи километров).

-Что заметил Васютка на исходе второго дня среди однообразного мха? (Тонкие стебли травы). Приметой чего является трава в тайге? (Приметой водоема). На что надеялся Васятка? (Что это Енисей). А оказалось? (Лесное озеро, подернутое у берегов ряской (обращение к словарю)).

— Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озерах благородная рыба не водилась. А это озеро полно белой рыбы. Не щуки, сороги или окуня, а пелядь, чир, сиг).

— Васютка устраивается на ночлег. Это уже вторая ночь в тайге. Что вызывает беспокойство в его душе, что его тревожит? (Кровянистое небо – к дождю или снегу, вызвездило – к холоду).

— Почему Васютка так обрадовался, когда на следующий день нашел утку, подстреленную накануне вечером? (Раз не было ветра, а утку отнесло, значит есть тягун (обращение к словарю), озеро проточное!). Васютка это заметил. Это характеризует его как человека наблюдательного.

— Значит, скорее в путь! Что замечает впереди Васютка? (Входящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка!).

— Но до спасения еще далеко… Какие трудности стоят на пути Васютки? (Дождь, холод, наступление осени – “осинник за ночь разделся почти донага”; вода в речке заметно прибыла, лесная жизнь примолкла; кончились и Васюткины силы; хотелось есть и спать, хотелось лечь и не двигаться).

Чтение учащимся наизусть отрывка со слов: “Мальчик брел, почти падая от усталости” до слов: “Енисеюшко! Славный, хороший…”.

— Как мальчик добился спасения? В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы? (Васютка не растерялся: развел костер, начал палить вверх из ружья).

— Почти 5 дней шел Васютка по тайге один, без помощи. Каким вы представляете этого мальчика? (Обыкновенный, из простой семьи, просто одетый, ничем особенным не выдающийся…; необыкновенный, не отчаялся; сумел преодолеть страх; Васютка наблюдательный, внимательный, смог прокормить себя в тайге охотой, ягодами, орехами).

— Как относится автор к своему герою? (Он ему сочувствует, переживает за него). Каким вы представляете себе автора? (Это человек мудрый, неравнодушный, значит и любит природу).

— Можно ли у Васютки чему-либо научиться? (Он знает как определить стороны света, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра. Он умеет добывать кедровые орехи, пользоваться затесями, разводить огонь, запастись дровами; подстрелить, разделать и запечь птицу, подготовить ночлег; экономить заряды, хлеб и другое).

— Что же помогло Васютке спастись? (Знания о жизни леса. Умение самостоятельно выжить в тайге).

— На районной карте Васюткино озеро – это голубое пятнышко с ноготь величиной. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны в низовьях Енисея можно найти пятнышки, будто ученик брызнул голубыми чернилами. Среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткино озеро.

— Почему это озеро стали называть Васюткино озеро? Только потому, что его нашел Васютка? (Не только, а еще и в честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь). Тайга хлипких не любит. Васютка не такой. Поэтому природа не подвела мальчика, она дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям.

Источник



TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Астафьев — Васюткино озеро (ответы на вопросы, 5 класс)

В.П. Астафьев

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?
Виктор Петрович Астафьев говорил, что писать его заставили книги и жизнь. Он всегда очень много читал, а писатель в нем родился на фронте. Письма домой у него всегда были длинные, потому что в них он рассказывал о событиях и своих боевых товарищах.

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. У него было сложное детство: он потерял мать, когда ему было всего семь лет, и отец в то время был арестован как вредитель. Будущий писатель жил у бабушки и дедушки. Это было хорошее время. А потом отец забрал его в новую семью.

Читайте также:  Озеро уелги челябинская область какая рыба водится

Началась война. Как только Виктору Петровичу исполнилось восемнадцать лет, он добровольцем ушел на фронт. Сначала учебка – потом передовая. Довелось быть и шофером, и связистом гаубичной батареи. Несмотря на то, что после тяжелой контузии был комиссован, остался служить на Западной Украине. Виктор Петрович был награжден боевыми орденом и медалями.

После войны Астафьев жил на Урале. Здесь начался его долгий путь в литературу. В 1958 В.П. Астафьева приняли в Союз писателей СССР.
Признание читателей и критиков Виктор Петрович получил, когда из-под его пера стали выходить произведения о деревенских людях (например, «Царь-рыба», «Последний поклон») и книги о войне (например, «Прокляты и убиты»).

Для Астафьева всегда было важно писать правду, иногда неприглядную, даже жестокую, но правду, потому что лечить душу человека может только правдивое слово. Книги известного русского писателя переведены на иностранные языки, их читают во многих странах мира.
Виктора Петровича Астафьева не стало в 2001 году.

Астафьев — Васюткино озеро (Размышляем о прочитанном)

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что мальчик Вася заблудился в лесу, и, когда он искал путь домой, наткнулся на лесное озеро, в котором было очень много рыбы. После своего возвращения домой он рассказал о нем рыбакам.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба по­падалась в ловушки?
Писатель рассказывает о разной рыбной ловле на Енисее: бывает она азартной, когда неводом вытаскивают по несколько центнеров за один раз, и спокойной, когда лов идет на переметы и другие ловушки. Рыба попадалась ценная: осетр, таймень, стерлядь.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
Васютка заблудился в тайге, потому что его охватил азарт, когда он увидел глухаря, подстрелил его, а потом погнался за раненой птицей. Когда он понял, что заблудился, то сразу вспомнил слова отца и деда, что тайга «хлипких не любит», поэтому мальчик взял себя в руки и, несмотря на страх, одиночество, стал искать путь домой. Васютка выжил благодаря смекалке, силе духа, знаниям, которые он получил от старших, рассудительности и внимательности.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки са­мым трудным и почему?
Я думаю, что самым трудным был для Васютки момент, когда он, вглядываясь с дерева в тайгу, не видел лиственниц, которые растут у воды. Во все стороны была зеленая тайга, и это не давало мальчику надежды на спасение.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным зву­кам, о чём разговаривал с лесными жителями?
В тайге Васютка вспоминал и звал на помощь своих родных, думал о том, что теперь делается дома. Конечно, и жалел себя, ведь ничего-то он еще не видел и нигде не бывал за свою короткую жизнь. Там, за тайгой, была другая жизнь, а здесь были только тайга и он. Он вспоминал школу, учительницу и завидовал одноклассникам. Мальчик разговаривал с тайгой и ее обитателями: утками, рыбой, а увидев большого глухаря, сказал ему, что больше не будет связываться с их братом.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Это рыбное озеро нашел Васютка, и он же привел рыбаков к нему, поэтому совершенно справедливо взрослые назвали озеро его именем. Это для Васютки стало и наградой за смелость и находчивость, за победу над собой и тайгой.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
Мне хотелось бы нарисовать иллюстрацию, где Васютка склонился над озером, кишащим рыбой. А одна из рыбин выныривает из воды, на ее белых боках радужный отлив.

А еще можно нарисовать иллюстрацию, где Васютка на берегу Енисея машет руками и кричит в направлении проходящему по реке рыболовецкому боту.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ и начинается, и заканчивается описанием Васюткиного озера на карте.

Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: поче­му мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»? «Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые па­троны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает? «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова загово­рил вслух: «Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. » Почему Васютка стал разговаривать вслух?

Мать настаивала на краюхе хлеба, которую должен был взять с собой Васютка, потому что это была давняя традиция таежников: без хлеба в лес не ходить, потому что не нужно испытывать судьбу, случиться в тайге может всякое, даже с опытным охотником.

И трепет перед порохом и дробью у таежников объясняется тем же: в самую критическую минуту может как раз и не хватить того самого «припаса», чтобы спастись, выжить.

Мальчик разговаривал сам с собой, чтобы приободрить себя, как бы создавая иллюзию, что он не один, что кто-то подсказывает ему, что нужно делать.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
Холодная изморось – мелкий-мелкий моросящий дождь
Осётр – крупная ценная промысловая рыба
Стерлядь – рыба из семейства осетровых
Были – правдивые рассказы
Небылицы – рассказы с вымыслом
Хилые берёзки – березы с тонкими кривыми стволами и редкими ветвями
Затеси – отметины на дереве, сделанные топором, для обозначения пути
Белая рыба – рыба осетровых пород
Шлюпка – лодка для перевозки людей и грузов
Бот – общее название небольших парусных, моторных или гребных судов.
Пацан – подросток
Хлопец – парень
Варнак – разбойник
Рыбная тара. – мешки, коробки, ящики для перевозки рыбы

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся. – какие из этих слов вы часто используете в своей речи?
Я очень часто использую слово «пошел», а остальные слова употребляю в речи, когда рассказываю или пересказываю книгу, кинофильм или увиденное своими глазами.

4. Замёрз, продрог, окоченел. — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.
Словом «замерз» обозначается неприятное состояние, когда длительно находишься на холоде. Мы говорим «продрог», когда приходим с улицы, где холодно и ветрено. Словом «окоченел» мы обозначаем плохо работающие от холода руки, ноги, когда их чувствительность и подвижность снижается.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.
Я очень устал после двухчасовой спортивной тренировки. Бабушка в пути притомилась и присела отдохнуть на упавшее дерево. Мы изнемогали от жары и духоты: по лицу, шее, спине струился пот.

Источник

Adblock
detector