Меню

Восход солнца над москвой рекой мусоргского

Модест Мусоргский. Хованщина. Рассвет на Москве-реке

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, USSR State Symphony Orchestra

Проверено экспертами Эту музыку написал Модест Мусоргский, композитор эпохи Романтизм.

Народный рейтинг популярности: 110959

Модест Мусоргский. Увертюра к опере «Хованщина». «Рассвет на Москве-реке» 🌅 Khovanshchina. Overture. Dawn over the Moscow River

Вступление к опере «Хованщина», пейзажная зарисовка изображает рассвет от первых предвестников в предрассветном сумраке до яркой радостной игры взошедшего солнышка.

🌅 Рассвет на Москве-реке

«Есть всего два рассвета: у Грига и у Мусоргского. »
Михаил Казиник

«Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России.»
Михеева Л. В.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (0)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

* Отрывки «Модест Мусоргский. Хованщина. Рассвет на Москве-реке» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Текст песни М. П. Мусоргский — Акт I. Рассвет на Москве-реке

Досифей, глава раскольников — Марк Рейзен (бас);
Марфа, раскольница — Софья Преображенская (меццо-сопрано);
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов — Борис Фрейдков (бас);
Князь Андрей Хованский, его сын — Иван Нечаев (тенор);
Князь Василий Голицын — Владимир Ульянов (тенор);
Боярин Шакловитый — Иван Шашков (баритон);
Подьячий — Яков Мищенко (тенор);
Сусанна, старая раскольница — Нина Серваль (сопрано);
Стрешнев, боярин — Василий Тихий (тенор);
Эмма, девушка из Немецкой слободы — Валентина Волокитина (сопрано);
Стрельцы — Лаврентий Ярошенко, Иван Яшугин, Андрей Атлантов (басы).

Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет. Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нём медные
доски с надписями. Справа будка подьячего. Наискось площади на столбах натянуты сторожевые цепи. Светает. Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доносится благовест к заутрене. Слышны звуки вестовых стрелецких труб. У столба спит сторожевой стрелец Кузька.

Смотрите также:

Все тексты М. П. Мусоргский >>>

Work: «Khovanshchina» (1872-1880) — folk musical drama in five acts;
Libretto: M. P. Mussorgsky, V. V. Stasov;
Orchestration and editing: N. A. Rimsky-Korsakov;
Performance: Boris Khaikin, Orchestra and Chorus of the Leningrad Opera Theater Kirov;
Recorded: 1946

Читайте также:  Виктор салтыков за той рекой

Dosifei, head of the schismatics — Mark Reisen (bass);
Martha, the schismatic — Sophia Preobrazhenskaya (mezzo-soprano);
Prince Ivan Khovansky, head of archers — Boris Freidkov (bass);
Prince Andrey Khovansky, his son — Ivan Nechaev (tenor);
Prince Vasily Golitsyn — Vladimir Ulyanov (tenor);
Boyarin Shaklovity — Ivan Shashkov (baritone);
Clerk — Yakov Mishchenko (tenor);
Susanna, the old schismatic — Nina Serval (soprano);
Streshnev, boyar — Vasily Tikhy (tenor);
Emma, ​​a girl from the German Suburb — Valentina Volokitina (soprano);
Sagittarius — Lavrenty Yaroshenko, Ivan Yashugin, Andrey Atlantov (bass).

The curtain rises slowly. There is a dim light on the stage. Moscow. The Red Square. Stone pillar and copper on it
boards with inscriptions. On the right is the clerk’s booth. Sentinel chains are stretched obliquely on the pillars. Day is breaking. The heads of the churches are illuminated by the rising sun. The gospel is heard for Matins. The sounds of the sentry rifle trumpets are heard. The watchman Kuzka is sleeping by the post.

Источник

Природа и музыка: Утро (часть 2)

Природа и музыка: Утро (часть 2)

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Утро

Модест Мусоргский. Рассвет на Москве-реке
Эдвард Григ. Утро


1-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки.

П е д а г о г. Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский во вступлении к опере «Хованщина» очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» — изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь.

Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость. (Звучит вступление.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму произведения, изобразительность музыки.

П е д а г о г. Послушайте внимательно Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите, как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Звучит вступление.)

Д е т и. Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, — громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части.

П е д а г о г. Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце.

Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола — свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва.

Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей вслушиваться в выразительные музыкальные интонации, различать изобразительность музыки, сравнивая произведения, близкие по названиям, но контрастные по содержанию.

П е д а г о г. Вам уже знакомо произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Как замечательно в музыке передаётся картина пробуждающейся природы! (Звучит фрагмент.)

Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).

Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)

В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)

А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.)

А сейчас давайте сравним это произведение с другим, имеющим похожее название — «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига. «Утро» — это тоже, как и у Мусоргского, вступление к большому произведению — к четвёртому действию драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Норвегия — северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В «Утре» мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши — светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента — флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта — более тоненькую, а гобой — звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро» Грига. (Звучит запись.)

А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)?

Д е т и. Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг.

П е д а г о г. Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э. Григ эту чудесную картину! (Фрагмент средней части звучит повторно.)

Третья часть опять звучит успокоенно, заворожённо, мечтательно, нежно.

В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.)

Нарисуйте дома чудесную картину восхода солнца такой, какой вы увидели её, слушая вступление к опере M. Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке» или «Утро» Э. Грига.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», mp3;
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx.

Источник



Текст песни М. П. Мусоргский — Акт I. Рассвет на Москве-реке

Произведение: «Хованщина» (1872-1880) — народная музыкальная драма в пяти действиях;
Либретто: М. П. Мусоргский, В. В. Стасов;
Оркестровка и редакция: Н. А. Римский-Корсаков;
Исполнение: Борис Хайкин, оркестр и хор Ленинградского Оперного театра им. Кирова;
Запись: 1946

Досифей, глава раскольников — Марк Рейзен (бас);
Марфа, раскольница — Софья Преображенская (меццо-сопрано);
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов — Борис Фрейдков (бас);
Князь Андрей Хованский, его сын — Иван Нечаев (тенор);
Князь Василий Голицын — Владимир Ульянов (тенор);
Боярин Шакловитый — Иван Шашков (баритон);
Подьячий — Яков Мищенко (тенор);
Сусанна, старая раскольница — Нина Серваль (сопрано);
Стрешнев, боярин — Василий Тихий (тенор);
Эмма, девушка из Немецкой слободы — Валентина Волокитина (сопрано);
Стрельцы — Лаврентий Ярошенко, Иван Яшугин, Андрей Атлантов (басы).

Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет. Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нём медные
доски с надписями. Справа будка подьячего. Наискось площади на столбах натянуты сторожевые цепи. Светает. Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доносится благовест к заутрене. Слышны звуки вестовых стрелецких труб. У столба спит сторожевой стрелец Кузька. Work: Khovanshchina (1872-1880) — a folk musical drama in five acts;
Libretto: M. P. Mussorgsky, V. V. Stasov;
Orchestration and edition: NA Rimsky-Korsakov;
Performance: Boris Khaikin, orchestra and choir of the Leningrad Opera House named after. Kirov;
Record: 1946

Dositheus, the head of the schismatics — Mark Reisen (bass);
Martha, schismatrix — Sophia Preobrazhenskaya (mezzo-soprano);
Prince Ivan Khovansky, chief of the streltsy — Boris Freidkov (bass);
Prince Andrew Khovansky, his son — Ivan Nechaev (tenor);
Prince Vasily Golitsyn — Vladimir Ulyanov (tenor);
Boyarin Shaklovity — Ivan Shashkov (baritone);
Podyachiy — Yakov Mishchenko (tenor);
Susanna, the old schismatist — Nina Serval (soprano);
Streshnev, boyar — Vasily the Quiet (tenor);
Emma, ​​a girl from the German settlement — Valentina Volokitina (soprano);
Sagittarius — Lavrenty Yaroshenko, Ivan Yashugin, Andrei Atlantov (bass).

The curtain rises slowly. The morning half-light is on the stage. Moscow. Red Square. Stone pillar and on it copper
boards with inscriptions. On the right there is a bureau of the clerk. Across the square on the pillars are stretched watchdogs. It’s brightening. The heads of the churches are illuminated by the rising sun. The evangelists are coming to the matins. The sounds of the news of the strelitzky pipes are heard. Kuzka is guarding the pillar at the pillar.

Источник

Adblock
detector