Меню

Wow озеро байкал 421

Тайна озера Байкал.

А вы знаете, что Байкал — больше не озеро? Знаете, как мальчишеская коллекция гальки помогла установить историю происхождения Ангары и Лены? А почему утонула старая байкальская железная дорога? Хотите узнать эти и другие тайны Байкала? Расскажу вам о них в этой статье, а между строк поделюсь самой главной тайной озера Байкал, о которой вам не скажет ни один местный житель! Поехали, будет интересно!

Кажется, у каждой достопримечательности или известного места есть секреты. Такие, которые, ну, не то чтобы скрывают, но не афишируют. Скромный размер “Моны Лизы”, очереди на Эйфелеву башню, мусор Мёртвого моря — известные завсегдатаи списков вроде “15 главных туристических разочарований”.

Но достопримечательности не были бы достопримечательностями, если бы у них не было и других загадок, хороших и интригующих.

Улыбка той же самой “Моны Лизы”, способ строительства Великих египетских пирамид или, например, что представляет собой удивительная «структура Ришат»?
Есть такие секреты и у самого главного озера на земле, Байкала. Есть секрет и у Ангары, единственной реки, вытекающей из Байкала.

Любой, кто бывал на Байкале или на Ангаре, слышал красивую историю про бегство юной Ангары от Байкала-батюшки к богатырю Енисею. Байкал прочил своей единственной дочери в женихи другого богатыря, Иркута (река, давшая название Иркутску), а Ангаре Иркут был немил. И в свадебную ночь ей помогли многочисленные мелкие речушки, пробили дорогу к Енисею через скалы — и сбежала Ангара от Байкала к Енисею. Байкал-батюшка, узнав об этом, жутко разозлился — и кинул вслед непокорной дочери скалу, называемую ныне Шаман-камнем. А Иркут бросился вдогонку за Ангарой, успел её за подол платья ухватить, да упустил.

В этой легенде будто бы народная память зашифровала историю происхождения этих мест. Однако, скажу, что в реальности всё было куда интереснее и необычнее: Байкал-батюшка отрёкся от своей первой дочери! Но, пожалуй, с метафорами для этой заметки уже перебор.

В озеро впадает несколько крупных рек, а вытекает сейчас лишь одна — Ангара. Самая крупная из впадающих в Байкал рек — Селенга, она приносит около 50% всей воды в озеро. Следом идут Верхняя Ангара (10%, не путать с обычной Ангарой), Баргузин (5%) и другие, более мелкие реки.

Если посмотреть на карту, создаётся впечатление (правильное), что Байкал — это водохранилище на одной непрерывной реке Селенга-Ангара. Скажу больше, многие местные жители считают, что это Енисей впадает в Ангару, а не наоборот.

Я был в месте впадения Ангары в Енисей — и там с этой точкой зрения трудно не согласиться. Фото не передаёт масштаб, но вживую это выглядит так, что в великую реку Ангара (ширина 1.5км) впадает маленький Енисейчик (ширина 0.5км). Да и по полноводности Ангара в этом месте два раза больше. По-хорошему, реку нужно было переименовать.

Такой же точки зрения придерживаются и некоторые учёные. А уж если речь заходит о рекордах, когда нужно помериться тысячами километров длины, то тут уже все прибавляют Енисею и Ангару, и Селенгу, и Идэр.

Однако, у этой позиции есть и противники. Их главные доводы заключаются в том, что Енисей старше Ангары. Не в том смысле, что казаки при освоении Сибири сначала открыли Енисей, а что Енисей как река образовался куда раньше Ангары — и всегда был гораздо полноводнее её. А сейчас мы находимся в коротком историческом периоде, когда Ангара стала побольше.

И если возраст Енисея оценивается в десятки миллионов лет, едва ли не старше самого Байкала, то Ангару учёные считают очень молодой рекой. В геологическом смысле она появилась всего мгновение назад — где-то около 60 тысяч лет до н.э. Есть и более радикальные оценки, дающие Ангаре всего 5-6 тысяч лет — т.е. река образовалась уже на глазах наших прямых предков, современных людей!

И тут мы подходим к одному из самых спорных вопросов нашей палеогеографии: сколько лет Байкалу? Общепринятой является точка зрения, что озеро очень древнее, ему около 25 миллионов лет. На это указывает множество факторов: и уникальный животный мир озера, и возраст окружающих геологических структур.

И всё бы хорошо, гордились бы мы и дальше самым старым озером земли (редко какое живёт дольше миллиона лет), да слишком многое в этой истории не сходится. Например, сток забайкальских рек начал формироваться ещё в юрском периоде, около 120 миллионов лет назад. Здорово? Состарим Байкал еще на сотню миллионов лет?

Но ведь единственная река, вытекающая из Байкала, это Ангара, а ей ученые дают не больше 60 тысяч лет! Может быть, Байкал настолько велик, что долго наполнялся? Да, озеро содержит в себе огромный объем пресной воды, однако, и Селенга велика — заполнит всё озеро водой за какую-то тысячу лет.

В истории Байкала была целая серия погружений глубоководных аппаратов — были тут и Пайсис, и наши Мир-1 и Мир-2. И обнаружили они, что дно озера опускается террасами — протяженными участками плоской земли. Это значит, что когда-то озеро было значительно меньше.

С другой стороны, один мальчишка, любивший лазить по окрестным горам, как-то заметил, что на высоте метров сто-двести можно встретить гальку, совсем как на берегу озера, даже цвета такого же (вишневого), т.е. из той же породы! Значит, уровень Байкала понизился? Так где же истина?

Современное представление истории Байкала получается таким: да, Байкал стар. Он, действительно, невероятно стар, возможно, ему дадут все обещанные 120 миллионов лет, разве что на время он высыхал. Но нет, тот Байкал, который стар, — это не то озеро, которое мы знаем сегодня.

Если говорить о юрском периоде, байкальская впадина тогда не была такой глубокой. Здесь было два озера, изолированных друг от друга, небольших, но глубоких. Примерно как сейчас от Байкала изолированно монгольское озеро Хубсугул, фактически, являющееся его продолжением. Селенга, тоже одна из старейших рек в мире, в те славные годы не впадала ни в одно из этих озер, а текла своей дорогой, по пути превращаясь в другую великую реку — Лену.

Миллионов тридцать тому назад началось расхождение материковых плит, впадина между ними (Байкальский рифт) начала расти вширь и вглубь, озёра стали становиться больше и глубже. В какой-то момент северное и южное озёра по мере роста объединились, Селенга впадала уже в единое озеро-почти-Байкал, а вытекала из него река Лена. И такое положение длилось долго, до самого недавнего времени (эта версия истории Байкала называется «праманзурка»). А уровень воды в озере был выше современного почти на двести метров.

Но горы на западном берегу Байкала продолжали расти — и воде всё тяжелее было течь в Лену. В какой-то момент, во время очередного землетрясения, раскололась стена из гор на юго-западе озера — и воды Байкала хлынули в сторону Иркута, а затем, по его старому руслу, и до самого Енисея. Как тут не вспомнить древнюю легенду!

Сегодня озеро продолжает расти. Глубина Байкальской впадины достигла уже шести километров, правда, четыре с половиной из них — это осадочные породы (скелетики животных и микроорганизмов, опустившиеся на дно — и со временем превратившиеся в мел). Каждый год западный берег Байкала убегает от восточного на несколько сантиметров (до десяти), а через несколько десятков миллионов лет на месте озера будет плескаться новый океан. Хочется верить, что называться он будет Байкальским. Ну, или Сибирским.

Местность в прибайкалье сейсмически очень активна. Не так сильно, как, скажем, на Камчатке, но трясёт здесь также часто. В историю вошло так называемое Цаганское (Великое байкальское) землетрясение 1862 года, в результате которого под воду ушла целая степь площадью около 250 квадратных километров! На карте этот участок выделен красным.

“На низменности Цаганской степи при землетрясении 12 января почувствовался сильный вертикальный удар, земля заволновалась, «как море», вздулась буграми, из вершин которых через широкие трещины выбрасывались песок и вода. Трудно было устоять на ногах, людей и домашний скот бросало из стороны в сторону. Как пробки вылетали деревянные срубы колодцев, и из них била фонтанами тепловатая вода, подчас на высоту до 6 метров. Местность оказалась залитой почти на 4 метра. Буряты только сквозь густой пар — стоял тридцатиградусный мороз — видели, что дома их по окна затоплены водою, которая была, по их мнению, теплее летней.”

“Жители не оставляли жилища, так как ожидали убыли воды, но, упустив время, должны были спасаться, поднимаясь на полати или крыши, откуда их, чрезвычайно напуганных, до двух суток пробывших на морозе, спасали пришедшие на помощь крестьяне соседних русских деревень. Вода и тогда была достаточно теплой, так что бродивший в ней скот не замерзал в течение полутора суток, а буряты могли спускаться в воду за своими закопанными в земле пожитками.”

“В русских деревнях на уступе колебания земли при землетрясении были настолько сильны, что люди и скот не могли держаться на ногах, а гул и трещины в земле приводили их в неописуемый ужас. Из трещин выбрасывало песок с водой, из колодцев выкидывало грязь, а вода, залившая некоторые дворы, фонтанировала на высоту на два метра. Подполья в домах были залиты водой, исчезнувшей после землетрясения. Двадцатипудовые бочки с рыбой перекатывались из одного конца двора на другой. Печные трубы попадали, печи сильно расшатало.”

Всего затопленными оказались шесть сельских районов (улусов) Бурятии, на которых жило около 1500 человек. Городов на этой территории не было, и благодаря медленному опусканию Цаганской степи, серьёзных жертв удалось избежать. Но жильё и скот были утеряны безвозвратно.

А последнее по времени серьёзное изменение на Байкале — уже искусственное, связано с деятельностью человека — и произошло в 1956-59 годах. В это время на Ангаре, чуть выше впадения в неё Иркута, была построена Иркутская ГЭС. В итоге, Ангара от ГЭС до истока, весь Байкал и часть устья Селенги вошли в состав Иркутского водохранилища. Уровень воды в озере поднялся примерно на 1.5 метра, и ныне Байкал — не самостоятельное озеро, а часть Иркутского водохранилища.

Как Волга в 1940-60е годы перестала быть фактически рекой, так и Байкал перестал быть озером, превратившись в очередное проточное водохранилище. Этим действием уровень Байкала стабилизировался, и сезонных наводнений Иркутску с округой ждать уже не приходится. Тогда же почти ушла под воду и легендарная скала Шаман-камень.

Хотя, если повторится землетрясение уровня Цаганского или помощнее, плотина Иркутской ГЭС может не выдержать, и тогда Иркутская миллионная агломерация утонет, по крайней мере, её равнинные районы. Беда придёт не только в Иркутск, но и в Ангарск, промышленный центр Иркутской области. По оценкам учёных, подобные 10-балльные землетрясения происходят, в среднем, каждые двести лет. Так что облик и береговые линии Байкала ещё не раз изменятся в будущем.

Если выбрать что-то одно, что сильнее всего изменило мир в XIX веке, пожалуй, это будут железные дороги. В 1869 году в США была построена первая трансконтинентальная магистраль — и это событие моментально изменило демографию и экономику американского запада. Если бы канадцы достроили свою магистраль раньше, возможно, сейчас именно Канада была бы ведущей мировой экономикой.

В России 1847 была построена первая большая ветка Санкт-Петербург-Москва, в 1853 — Санкт-Петербург-Варшава, а в 1860-е начался взрывной рост железных дорог. Буквально за следующие десять лет в европейской части России была построена мощная и развитая сеть из нескольких десятков направлений и сотен станций.

А через два года после постройки американской трансконтинентальной магистрали принимается принципиальное решение о постройке аналогичной магистрали через всю Россию от Санкт-Петербурга до Владивостока — Транссибирской магистрали. С 1872 года начинаются изыскания по возможным вариантам маршрута, образуется три общества строительства железной дороги в Сибирь (северное, среднее и южное).

В 1874 году первый этап изысканий заканчивается — и впервые озвучивается возможная стоимость Транссиба, тогда, с учётом технологий XIX века. 350 миллионов рублей, а весь бюджет Российской империи в том году составил 500 миллионов. К завершению строительства Транссиба, в 1916 году, общая цифра дошла до 1.5 миллиардов рублей — или, с учётом инфляции, примерно два годовых бюджета страны.

Но это было позже, а пока же, в 1874, Александр II увидел представленную оценку — и призадумался: нет, пожалуй, прямо сейчас строительство начинать не будем. Будем строить понемногу в ту сторону, может, потом подешевле станет.

В 1878 году открывается частная Уральская горнозаводская железная дорога от Перми до Екатеринбурга. В следующие десять лет открывается ещё несколько частных веток примерно по нынешнему ходу Транссиба.

Наконец, в 1891 году начинается полномасштабное строительство Транссибирской железной дороги по всему её ходу. В 1896 году открывается Западно-Сибирская дорога (Челябинск-Томск), в 1897 — Уссурийская (Хабаровск-Владивосток), в 1899 — Средне-Сибирская (Томск-Иркутск, на год раньше плана), в 1900 — Забайкальская (Мысовая-Чита).

По ходу строительства выясняется, насколько, на самом деле, сложная Амурская магистраль — отрезок от Читы до Хабаровска. В это же время изменяется политическая обстановка на севере Монголии и Китая — и маршрут Транссиба изменяют, начиная строительство Китайско-Восточной железной дороги: от Читы через Харбин до Дальнего и Порт-Артура с ответвлением на Владивосток. Амурскую же магистраль откладывают на будущее.

Читайте также:  Самые странные озера мира

Наконец, в 1901 году на КВЖД укладывают “золотое звено” — и по Транссибу во временном варианте начинается сквозное движение поездов. 1 (13) июля 1903 года отправился первый регулярный пассажирский поезд Санкт-Петербург — Порт-Артур через Байкал (паром), Харбин и всю Маньчжурию.

Кругобайкальская железная дорога будет достроена через два года, а первое время поезда доезжали до станции Порт-Байкал в Устье Ангары, грузились на паром ледового класса “Байкал” — и шли морем до станции Танхой на противоположном берегу Байкала. Год спустя к работе на переправе присоединился пароход “Ангара”, примечательный своей богатой историей — он проработал на Байкале больше шестидесяти лет — и сохранился до наших дней как корабль-музей в Иркутске. А зимой, когда льды схватывали воды озера, рельсы клали прямо на лёд — и поезда шли по Байкалу по льду! Ну, это красивая история. На самом же деле вагоны по льду таскали поштучно, на гужевой тяге.

Открытие КВЖД сразу же повысило ценность Маньчжурии, до этого — отсталого и удалённого региона. Время в пути скорого поезда Москва — Порт-Артур составляло 13 суток, а стоимость билета — от 64 рублей. В пересчёте на современные деньги — это около 80 тысяч рублей или две среднемесячные зарплаты по стране, так что подобные поездки мог себе позволить далеко не каждый. Кстати, интересно, если сравнить среднюю зарплату в Российской империи 1905 года (37 рублей или примерно 48 тысяч в пересчёте на современный курс), получается, зарплаты за сто лет даже не выросли! По итогам 2018 года средняя зарплата по стране составила 36 тысяч.

Но вернёмся в дореволюционную Маньчжурию. Эффект от открытия КВЖД был таким сильным, что за следующие 7 лет население региона выросло вдвое! Небольшие до этого городки Харбин, Порт-Артур и Дальний по населению быстро обогнали Благовещенск, Хабаровск и Владивосток.

Очевидно, что у русского присутствия в Маньчжурии быстро появились и противники. В феврале 1904 года японцы нападают на Порт-Артур и Дальний — и начинается скоротечная русско-японская война.

После начала войны по Транссибу на фронт один за другим идут воинские эшелоны. Самым слабым звеном Транссиба оказывается Байкальская паромная переправа, поэтому строительство Кругобайкальской железной дороги резко ускоряется. В сентябре 1904 года запускается рабочее движение поездов по КБЖД, которая в те годы проходила от Иркутска до Порт-Байкала по берегу Ангары, далее от Порт-Байкала до Мысовой (устья Селенги) по берегу озера. Второй участок сохранился и действует до сих пор.

Источник

Reflex (Чехия): поездка по сказочной зимней Сибири, или на автомобиле через озеро Байкал на морозный Дальний Восток

Чешская журналистка осуществила свою давнюю мечту — увидеть зимний Байкал и проехать от одного берега до другого. Однако это только часть ее поездки по сказочной Сибири. Она побывала в заповеднике на берегу озера, пересекла дорогу на костях, доехала до Магадана и осталась очень довольна путешествием: «Сибирь зимой — это потрясающие впечатления!»

Когда у нас в Центральной Европе выпадает снег и ударяют морозы, порой воцаряется настоящий хаос. Зато в Сибири именно зимой некоторые недоступные места превращаются в многолюдные. Там просто другой мир, совершенно не похожий на все, что нам знакомо.

Когда наступают морозы, открываются ледовые дороги, так называемые зимники. Они ведут через замерзшие озера, реки и болота. Старые Камазы едут с грузом по местности, скованной морозами, которые порой достигают минус 60 градусов. Двигатели работают без остановки, потому что выключать их опасно. Несколько зимников ведут через Байкал. Самое глубокое и древнее озеро на Земле притягивает внимание своей уникальной красотой и атмосферой мистики в любое время года. Байкал, обрамленный горами и овеянный древними легендами, заполняет своими водами глубокую впадину. Зимой он превращается в огромную ледовую поверхность, пронизанную тысячами и тысячами трещин. Я уже давно мечтала увидеть Байкал в таком необычайном виде и проехать на собственном автомобиле от одного берега до другого.

Первая поездка по льду

Мы выехали из Чешской Республики 19 января. Каждый день мы просыпались затемно, выезжали очень рано и ехали до позднего вечера. До Байкала мы добирались десять дней. Мы приехали туда, когда зимники еще официально не открыли, и тем не менее ледовую поверхность уже бороздили десятки автомобилей. Наконец мы решились и поехали на озеро. Чуть отъехав от берега, мы вышли из машины и с восхищением окинули взглядом хрупкую красоту под ногами. Переплетения трещин и пузырьки — удивительное зрелище. Каждую минуту слышался зловещий хруст льда. Страшно было видеть глубокие трещины и ощущать дрожание. Но вскоре я перестала обращать на это внимание и полностью переключилась на кристально прозрачный лед. Я столько лет мечтала его увидеть!

По льду в Змеиную бухту

Ледовые дороги на Байкале позволяют совершить фантастическое зимнее путешествие. Гористое побережье озера скрывает множество мест, которые летом доступны только на лодке. Затем наступает довольно длительный период бурь, и в это время остается только ждать, когда лед станет достаточно толстым для поездок на автомобиле.

Наше путешествие через озеро началось на полуострове Святой нос. Оставив позади сказочные заснеженные сосновые леса Забайкальского национального парка, мы подъехали к Чивыркуйскому заливу и выехали на лед. Градусник показывал минус 30 градусов, и мы остановились в Змеиной бухте, где бьет один из самых теплых термальных источников на Байкале (38,5 — 45 градусов). Там купаются в двух деревянных ваннах, размещенных прямо на пляже под открытым небом. Мы согрелись до самых костей. Из воды поднимался пар, который тут же замерзал у нас на волосах. После купания вылезать из ванны, на удивление, было не так неприятно, как забираться в нее. Только приходилось следить, чтобы мокрый купальник не примерзал к лавочке. Когда мы переоделись, то ощутили эйфорию, разливавшуюся по нашему телу. Не удивительно, ведь источники оказывают благоприятное и лечебное воздействие на тело и разум.

По дороге дальше на север мы встретили рыбаков. Они поставили свои четыре юрты прямо на льду. В них они живут с 25 января и собираются оставаться там до конца апреля или до того момента, когда им придется убраться из-за трескающегося льда. В юрте у них есть все, что нужно: печка, кровать и типичный русский переносной умывальник с резервуаром для воды. Туалет — на улице в будке. Они показали нам, как ловят рыбу. В полу из ДСП прямо в юрте проделаны два квадратных отверстия, куда опускается леска с приманкой. За день рыба клюет раз 50. Мы купили у них в дорогу пять копченых омулей по 150 рублей и продолжили путешествие по льду.

Официальный зимник уже давно закончился. Поэтому мы двигались по накатанной колее. Дорога была размечена ветками, воткнутыми в лед по обе стороны, что нас хоть немного успокаивало. Но в некоторых местах колея раздваивалась, а веток не было. Следовать в правильном направлении становилось все сложнее. Мы повернули к глухой деревушке Давша, которая окружена девственной природой Баргузинского национального парка, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В администрации национального парка мы заранее получили специальное разрешение на въезд. Раньше в деревне проживало около 50 человек, а сегодня там остались всего четверо последних коренных жителей. Остальные — сотрудники национального парка и ученые.

Деревня — как будто из русской сказки. Деревянные домишки были покрыты снежными шапками, а вокруг — только бесконечные леса и чистое озеро. Мы познакомились с Ириной Ивановной, которая переехала туда из Москвы и работает там уже 34 года. Она рассказала нам о местной природе, прежде всего, о защите соболей, которых почти истребили. Ее коллега Александр научил нас, как подманить поползней и синичек. Достаточно было снять твердую оболочку с орешков кедровой сосны и вытянуть перед собой руку. Вскоре слетелись маленькие птички, которые даже отважились сесть к нам на ладони и на голову.

В клубке ледовых дорог

До нашей цели в тот день оставалось еще 120 километров езды по льду. Темнело, и мы буквально потерялись в клубке проезженных следов. На протяжении нескольких минут мы ехали по глубокому следу вообще без колеи. Но через три часа мы, уставшие, все же добрались до Хакусы, отдаленных термальных источников в лесах на берегу озера, одному из самых аутентичных мест на Байкале. При минус 20 из горячей воды поднимался густой пар. Вскоре он замерзал на окружающих деревьях и создавал толстый слой наледи на деревянных домишках вокруг термальных бассейнов. За сосульками и наносами дома было едва видно. Местные жители не понимали, как я там оказалась. Иностранка для них — нечто невиданное. Тут же шефство надо мной взяли Наталья и ее внучка Елена. Они со знанием дела рассказали мне, что купальник нужно надевать только после погружения в горячую воду. Якобы потому что при переходе от одного бассейна к другому он не успеет высохнуть, а надевать мокрый купальник на таком морозе никто не хочет. Наталья рассказала, что находится там уже четвертый день и разобралась, как лучше поступать. Она проехала 24 часа на поезде из Красноярска, а потом еще добиралась на уазике по льду из Северобайкальска. По ее словам, в идеале нужно принимать ванны три раза в день.

Еще более настойчиво пожилая дама Наташа рассказывала мне о лечебном эффекте местных источников. Кроме горячих, там есть и несколько холодных. «Видишь вон ту кружку под беседкой? Там бьет источник для желудка», — показывала она куда-то в лес. Потом она с чего-то решила, что должна отвести меня к «глазному» источнику. «Пойдем. Мало кто знает, где его найти, а я тебе покажу», — торопила она меня. Отказываться было бесполезно, и я отправилась в купальнике и босая по морозу за Наташей. Мы перешли через топкий ручей полный камешков. «Просунь руку в это отверстие в скале», — сказала мне Наташа. Я послушно нащупала отверстие, подставила руку и набрала в ладонь волшебную воду для умывания глаз. Наконец Наташа успокоилась.

В 11 часов вечера выключили электричество, и везде без предупреждения погас свет. Электроснабжение вернули в семь утра. Мы сидели в воде, в бассейне, погруженном в кромешную темноту, и тихо разговаривали. Я всеми порами ощущала особенную атмосферу, а лучше сказать, я ее глотала. Эта особая суровость западает куда-то в душу. Когда пришло время уходить, все бросились мне помогать. Победила Наташа. «Вы идите, а то страшно замерзнете», — попыталась я протестовать. «Не замерзну. Я из Сибири», — закрыла тему Наташа.

От Байкала — дальше на восток

В окрестностях озера Байкал, несмотря на зиму, вполне сносные температуры. В самый холодный период бывает около минус 30 градусов. Но дальше на восток все по-другому. Перед нами лежали серые города и бесконечные дороги, ведущие по пустоши, которая, бывало, не менялась по три дня. Чем больше мы отдалялись от Байкала, тем ниже падала температура. Южнее Якутска мы выехали на зимник на реке Лене. По льду мы доехали прямо к замечательным Ленским столбам. Скальные колонны обрамляют реку на протяжении 40 километров (невероятно!) и местами достигают ста метров в высоту. Туристов там не встречается.

Но самое настоящее приключение началось за зимником через реку Алдан. Асфальт давно закончился. Печально известное шоссе «Колыма», которое зовут «дорогой на костях», было покрыто слоем льда и накатанного снега. Температура почти минус 45 градусов далась нашему автомобилю нелегко. Во время езды нам почти постоянно приходилось соскребать наледь с окон машины с внутренней стороны. Но самую большую опасность представляли скользкие дороги. Многие автомобили улетали в кювет. Однажды и мы чуть не перевернулись на крышу. При такой аварии у машины выбивает стекла, и тогда нужно успеть обратиться за помощью раньше, чем замерзнешь. В местах, где движение слабое, жать подмоги можно по несколько часов.

С самыми низкими температурами мы столкнулись в деревне Томтор близ Оймякона. Он известен как самое холодное постоянно заселенное людьми место на Земле. В 1926 году там зафиксировали рекордные 71,2 градуса ниже ноля. Но, по словам местных жителей, теперь зимы уже не такие, как бывали раньше. Да и мы уже пропустили самые суровые морозы в этом году. Градусник показывал «всего» минус 52 градуса. Но мы все равно в полной мере насладились атмосферой полюса холода. Хозяйка приготовила для нас отличный ужин. Нас угостили традиционным якутским супом, состоящим из множества ингредиентов, включая самые разные виды трав и мяса. Мы попробовали кумыс (алкогольный напиток из кислого кобыльего молока) и местное национальное блюдо: нарезанное сырое рыбье мясо, которое подается мороженым и посыпанным солью, перемешанной с перцем. Главным блюдом были мясные тефтели с картофелем и тремя видами салата. Тем, кому всего этого оказалось мало, предложили еще домашние пышки с вареньем и взбитыми сливками.

Читайте также:  Название гор у озера титикака

Хозяин растопил для нас баню. Мы уселись на деревянные лавки в маленьком помещении с печкой, обложенной камнями, и стали греться. Потом в соседнем помещении нас обливали то холодной, то горячей водой. Наконец мы вышли на ночной мороз. Мы стояли в снегу в одних полотенцах и смотрели на темное небо и звезды. Было так приятно вдыхать ледяной воздух, такой освежающий, насыщенный кислородом и пробуждающий чувства. Ощущалась палящая жара и невероятный холод. Ничего между ними. Это привнесло мир и покой в душу.

Сибирский Дальний Восток — удивительный край с гнетущей атмосферой. Даже если не знать местную историю, связанную со строительством «дороги на костях», не знать ничего о местных лагерях и жертвах жестокости того режима, то все равно рано или поздно там накрывает особое ощущение безысходности. От лагерей не осталось почти ничего. А если и осталось, то, как правило, непонятно, остатки ли это лагеря или просто очередная развалина, которых там сотни. Мы проезжали даже целые покинутые города.

Наконец мы сошлись во мнении, что намного хуже брошенных поселений города и села, где люди продолжают жить. Там осталась десятая часть от прежнего населения, и люди живут среди остовов разрушающихся построек. В многоэтажках жилыми остаются только квартиры на нижних этажах, а остальные разграблены. Дороги, тротуары и инфраструктуру, как правило, никто не ремонтирует, и нового ничего не строят. Город нередко выглядит таким, каким его построили много лет назад заключенные. Даже хуже. С тех пор он успел сильно обветшать.

Замерзшее море на краю света

После «дороги на костях» наша цель, Магадан, кажется почти светом в конце тоннеля. Глоток цивилизации и нормальной жизни. Возможно, все благодаря Охотскому морю. Зимой оно превращается в рай для рыбаков. Несмотря на запреты, рыбаки выезжают на машинах прямо на замерзшую морскую поверхность. Большим буром они проделывают во льду круглые отверстия и ловят рыбу в лунках. Улов они складывают на лед, где он тут же замерзает. Алексей и Вадим ездят зимой рыбачить два раза в неделю. В море они проводят целый день и даже привозят с собой палатки, где ставят печки. «Палатку нам удается протопить до 14 градусов тепла», — похвастался Вадим и пригласил меня внутрь, чтобы я смогла все там осмотреть и почувствовать себя ненадолго настоящим сибирским рыбаком.

Сибирь зимой — это потрясающие впечатления. Все мне там очень близко. Я чувствую себя там, как рыба в воде. Я люблю те края и большие расстояния, которые формируют характер людей и порождают невероятные истории.

Источник

Озеро Байкал

Озеро Байкал для большинства — это где-то очень далеко. Происхождение озера Байкал окутано легендами о великих катастрофах планетарного масштаба, о богах и их деяниях. Научная точка зрения также существует — никакой мистики в ней нет конечно.

Расположено озеро Байкал на территории Иркутской области и Бурятии. Считается озером тектонического происхождения. Возраст Байкала оценивается по разному. Одни ученые ставят 35 миллионов лет. А вот доктор геолого-минералогических наук А.В. Татаринов в 2009 году выдвинул версию, что глубоководная часть озера Байкал сформировалась 150 тыс лет назад, а современная береговая линия и вовсе — только 8 тысяч лет. Такие результаты Татаринов обосновал результатами экспедиции «Миров» на Байкале. Так что с возрастом озера Байкал тоже все очень неоднозначно.

Озеро Байкал еще называют Сибирским морем.

Озеро Байкал содержит 19% всех мировых запасов пресной воды. Сколько воды в озере Байкал — оценивают в 23 615 км³. Есть лишь одно озеро в мире, водоизмещение которого больше чем в Байкале, — Каспийское море (не все знают, но по общим признакам это море есть озеро).

Не смотря на то, что Байкал расположен в Сибири, здесь очень много солнца. Климатические условия на Байкале имеют свои уникальные особенности: то нещадно жарит солнце, но дуют холодные ветры, то налетают свирепые штормы, то летом устанавливается тихая и жаркая погода и десятки тысяч туристов устремляются на озеро Байкал для пляжного отдыха. По количеству солнечных дней озеро Байкал превосходит многие курорты Черноморского и Средиземноморского побережья.

Максимальная глубина озера Байкал — 1642 м. Многие пишут, что озеро Байкал по форме напоминает полумесяц. Скорее, извините если что не так, — банан. Но очень большой. Длина Байкала 620 км (как от Москвы до Санкт-Петербурга приблизительно), ширина доходит до 80 км. Длина береговой линии составляет 2100 км.

Озеро Байкал имеет 27 островов, самый большой из них Ольхон. Многие острова священны у местных жителей и охраняются законом. На Байкале вообще много священных мест, история которых окутана тайной и легендами. Преобладающая религия здесь скорее буддизм, по крайней мере будисткие символы и объекты поклонения встречаются повсеместно.

Вода озера Байкал

Температура воды в Байкале — это феномин. Летом в озере прогреваются только верхний слой воды и мелководные прибрежные заливы. А вот на глубине температура постоянная всегда — около +4 °C.

Воды Байкала вообще отдельная загадка. Озера с таким возрастом не имеют в себе столь кристально чистотой воды, а в Байкале она очень чистая. Обычно со временем озера заиливаются, а через 10-15 тыс. лет на их месте уже болота. Байкал же не только не мелеет, но и содержит чистую воду, которую можно пить прямо из озера без опаски. Кроме того, вода Байкала насыщена кислородом в очень высокой степени в сравнении с другими пресноводными водоемами.

Своей чистотой озеро Байкал во многом обязано малюсенькому (1,5 мм в длину) рачку, названного эпишурой. Этых рачков очень много в воде озера. Они и чистят воду, и являются пищей для знаменитого байкальского омуля и хищных беспозвоночных.

Прозрачность воды в Байкале также очень высокая. В хорошую погоду через 40-ка метровую толщу воды можно разглядеть дно озера! Зимой на Байкале также на удивление прозрачный лед. Надо только найти место, не заметенное снегом, и так сказать — почувствуй себя Богом — пройди по воде. Вода сверху правда замерзшая, но внизу все та же картина — дно, рыбы, а ты идешь над ними.

Байкал подпитывается водами более чем 300 рек, а вытекает из Байкала только одна река — Ангара.

Лед Байкала

Озеро Байкал замерзает зимой не равномерно. Бухты и заливы, а так же северная часть озера замерзает в ноябре — декабре месяце. А на юге лед встает только в феврале, а если зима теплая, то и вовсе в конце февраля.

Толщина льда на Байкале к концу зимы достигает 1 м, а в заливах — 1,5–2 м. На Байкале существует явление, которое местные называют «становые щели». Это когда в сильный мороз возникают трещины во льду. Они разрывают лёд на отдельные большие поля. Длина этих трещин поражает — от 10 до 30 км, а ширина всего 2–3 м. Как вы понимаете лучше не оказаться в таком месте в момент разрыва. Разрывы происходят каждый год и примерно в одних и тех местах озера. Звуковой эффект как при выстрелах из пушек.

Такие разрывы спасают рыбу в озере от недостатка кислорода. Вот такой загадочный, но нужный озеру природный механизм. А за счет прозрачности льда сквозь него проникает солнечный свет, благодаря чему в воде планктонные водоросли, выделяющие кислород, развиваются бурно даже зимой.

Еще одно удивительное явление со льдом на Байкале — ледяные сопки. Это полые ледяные холмы, имеющие форму конуса, которые достигают высоту 5-6 метров. В некоторых из них можно найти «вход», причем он как правило расположен в сторону, противоположную берегу. Такой ледяной шатер получается. Иногда такие шатры стоят по одиночке, но часто группируются, напоминая горные хребты, только в миниатюре.

Еще одна загадочное явление было обнаружено с помощью космической съемки — темные кольца.

Кольца имеют диаметр до 7 км. Ученые пришли к мнению, что кольца образуются вследствие поднятия вод с глубины озера. Ввиду разницы температуры возникает течение по часовой стрелке, достигающее в отдельных зонах разных скоростей. В результате разрушается ледяной покров, а форма разрушенных участков кольцеобразная.

Берега озера Байкал

Ландшафт побережья очень разнообразен. Наибольшую часть занимает тайга, местами она заболочена. Много трудно проходимых мест, где нет ни дорог, ни поселений. Но много и таких участков, которые выглядят вполне гостеприимно, песочек, сосны, кедры, багульник. А вот со стороны Тажеранской степи, в окрестностях Малого моря и на острове Ольхон пейзажи Прибайкалья другие – степи, скалы с лесными массивами сибирской лиственницы.

Рельеф местности на побережье Байкала в целом гористый и транспортная инфраструктура из-за этого сильно страдает. Во многих местах, чтобы проехать на автомобильном транспорте из одного населенного пункта, расположенного на берегу, к другого расположенных, нужно делать большой крюк в десятки километров. Четвертая часть побережья озера Байкал не имеет общедоступных автомобильных дорог вообще и практически необитаема (есть куда китайцам селиться, они думаю с радостью).

Рельеф дна

Озеро Байкал своеобразно и по рельефу дна. Здесь имеются свои подводные горные хребты, самыми крупными из которых являются Академический и Селенгинский. Эти хребты делят озеро на три котловины.

Не исключены на Байкале и землетрясения. Точнее — это обычное дело. Но толчки как правило не превышают 2 баллов. Но были и другие случаи:

  • в 1862 году зафиксировано землетрясение 10 баллов, в результате которого под воду ушел участок суши в северной части дельты Селенги
  • были точки о 9-ти баллов в 1903, 1950, 1957 и 1959 годах
  • в 2008 — 9 баллов
  • в 2010 — 6 баллов

Фауна и флора Байкала

Растительный и животный мир здесь уникальны. Озеро служит надежным приютом для почти трех тысяч видов животных и тысячи растений. Многие виды встречаются только здесь. И это при том, что, как предполагают ученые, из обитающих в озере живых организмов более 20% до сих пор неизвестны науке. Любителям рыбалки будет хорошо на Байкале (если клев пойдет конечно). Распространены хариус, таймень, сиг, осетр, омуль, ленок, голомянка. Всего их около шестидесяти видов.

Вершину биосферы на Байкале занимает байкальская нерпа. Других млекопитающих в этом водоеме нет. До сих пор идут жаркие споры по поводу того, как попала в Байкал и комфортно прижилась здесь байкальская нерпа — сугубо морское млекопитающее. Предполагается, что она попала сюда в далекие времена ледникового периода, передвигаясь из ледовитого океана по Ангаре и Енисею. Сейчас здесь проживают десятки тысяч животных.

Много животных и птиц живут и по берегам Байкала. Тут вы встретите чаек, гоголя, есть огари, крохали, орланы-белохвосты, другие птицы. Можно увидеть массовое купание бурых медведей (только острожно!). В горной части прибайкальской тайги живет кабарга – самый маленький олень на Земле.

Откуда название Байкал

По поводу происхождения названия озера исследователи спорят до сих пор. Предположений несколько:

  • Бай-Куль — в переводе с тюркского означает «богатое озеро»;
  • Байгал — от монгольского «богатый огонь»;
  • Байгал Далай — на том же монгольском означает «большое озеро»;
  • Бэйхай — на китайском языке означает «северное море»;
  • Байгал-Нуур — бурятское название;
  • Ламу — так называли озеро эвенки.

Считают, что первые землепроходцы, появившиеся здесь в семнадцатом веке, в итоге приняли бурятское название, но смягчили букву «г», придав названию существующее сейчас звучание.

Туризм и отдых на озере Байкал

Красивых мест на Байкале очень много. На моем сайте вы найдете много рассказов наших туристов о поездках и отдыхе на Байкале (смотрите раздел «Рассказы»). Особенностью туризма на Байкале является то, что места, которые хотелось бы посмотреть зачастую расположены на больших расстояниях друг от друга. Так что если желаете увидеть не все, но многие красоты озера Байкал, нужно проработать грамотный маршрут. Если чувствуете, что вам самим это не под силу, обращайтесь к частным ГИДам или покупайте комплексный тур на Байкал.

Посмотреть все на Байкале за один раз вам в любом случае не удастся. Байкал велик, чтобы объехать его весь понадобится не один отпуск.

Самое массовое посещение Байкала туристами происходит конечно летом. Самые популярные места — поселок Листвянка, Малое море и остров Ольхон. Место найдут себе и люди с малым бюджетом, и даже самые взыскательные. Озеро Байкал посещают не только россияне, но множество туристов со всего мира. Последние причем отдают за такой отдых порой баснословные деньги, но все равно едут.

В целом, судя по отзывам, отдых на Байкале не из числа самых дешевых, особенно если вам нужно ехать не из близлежащих городов. Но тем не менее Байкал ставит рекорды посещаемости — часло туристов исчисляется семизначными цифрами в год.

Летом люди отдыхают на пляжах, посещают велосипедные и автомобильные экскурсии, идут в пешие походы по побережью. Есть сплавы по рекам, впадающим в Байкал, и многое другое.

Читайте также:  Мертвое озеро в переславле залесском

Популярностью во все сезоны пользуются восхождения на утесы, в горы и спуски в гроты и пещеры.

Рыбалка

Рыбы в Байкале много и любители находят самые разные места в надежде поймать самостоятельно омуля или другую рыбу. Для самые азартных есть специализированные базы с различным уровнем комфорта. На ловлю рыбы выходят на арендованных судах.

Самыми популярными на Байкале местами для рыбалки считаются Чивыркуйский залив, залив Мухор, мелководные бухты Малого моря и, конечно, впадающие в озеро реки.

Озеро Байкал зимой

Не смотря на суровость сибирского климата, есть любители приезжать на Байкал и зимой. Фантастический ледяной мир Байкала завараживает. Популярны прогулки на снегоходах, на собачьих упряжках.

Самые популярные достопримечательности

На Байкале сосредоточено много исторических и архитектурных достопримечательностей, еще больше памятников природы и культуры.

Одной из самых известных достопримечательностей является Шаман-камень. Это пару валунов, возвышающихся над водой в истоке Ангары. Местные с испокон веков поклоняются этим камням и считают их наделенными особой силой.

Еще одна скала, фото которой необычайно распрастранено в интернете по запросу «Байкал» и «остров Ольхон» — скала Шаманка. Также священное место для бурятов, доступ сюда для туристов был открыт не всегда.

Также на острове Ольхон много и других культовых и исторических мест. Ольхон тем и хорош, что летом там можно и позагорать, и покупаться, и кучу экскурсий посетить либо поездить по острову самостоятельно.

Кругобайкальская железная дорога — действующая до сих пор. Возят по ней правда теперь только туристов.

Теплые озера. Их три. Находятся в южной части побережья на границе Иркутской области и Бурятии.

Очень популярны Чивыркуйский и Баргузинский заливы, а также бухты Малого моря. Здесь развита туристическая инфраструктура и много мест культурного наследия.

Любители гор стремятся на пик Черского, на горный хребет Хамар-Дабан. Любители природы могут посетить национальные парки.

Самой непронутой частью Прибайкалья остается его северная часть. Там до сих пор десятки километров неосвоенной тайги, нет дорог и поселений.

Транспорт на озере Байкал

Существуют четыре основных города, где присутствует автомобильное, железнодорожное сообщение с внешним миром. Это город Иркутск, Улан-Удэ Слюдянка и Северобайкальск. В Иркутске, Северобайкальске и Улан-Удэ также есть аэропорты. Основными пути на Байкал идут из этих городов.

Из г. Иркутска (это все касается западного побережья) едут в поселок Листвянка, порт Байкал, на Малое море, на остров Ольхон, на Кругобайкальскую железную дорогу, в Тункинскую долину. Из Иркутска к озеру Байкал идут автомобильные дороги и водный транспорт.

г. Улан-Удэ находится уже в Бурятии и со стороны восточного побережья озера.

г. Слюдянка и г. Байкальск интересны тем, кто едет из западной части страны и желает посетить знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу, которая признана самой красивой в мире, либо идет на хребет Хамар-Дабан. Зимой в Байкальске действует горнолыжный курорт «Гора Соболиная».

г. Северобайкальск — северные ворота Байкала. Здесь суровая природа, хорошая рыбалка и много горячих источников.

Туристы и путешественники выбирают какое-то одно направление отдыха на Байкале, потому, как и писалось выше, невозможно охватить необъятное. Самые популярные, массовые маршруты идут из Иркутска.

Где остановиться на побережье Байкала

На побережье расположено много гостиниц, баз отдыха, гостевых домов. особых проблем с размещением нет. Каждый сможет найти себе подходящий вариант. Есть как не благоустроенные домики, а есть и весьма комфортные номера со всеми удобствами. Пятизвездочных отелей на Байкале мне не известно, так что если вам нужен сервис, а не природа, езжайте в другое место. Учитывая погодные условия, многие базы отдыха на побережье функционируют только летом.

Пляжный отдых на Байкале

Купание в Байкале возможно. Но помним, что это сибирский край. Вода неплохо прогревается в июле, августе в мелководных бухтах. Для любителей пляжейлучше всего подходит район Малого моря. Теплыми бухтами славится также Чивыркуйский залив, но это уже с другой стороны озера Байкал (со стороны Улан-Удэ).

Про пляжный отдых на Байкале есть отдельная статья на сайте, почитайте её — «Пляжи Байкала, где купаться, куда ехать«.

Сезоны отдыха на Байкале

Байкал красив во все времена года. Лето как и во всей России самый популярный сезон. Самая теплынь со второй половины июля до начало августа. Вот с ноября тут становится не очень гостеприимным, пока лед не встанет. В марте и в начале апреля на Байкал устремляются туристы, особенно те, кто любит делать фото. Причина тому сверкающий, прозрачный лед Байкала. Есть еще одна — подледная рыбалка. Весной Байкал то же очень красив, сильных морозов и ветров уже нет. Любители зимнего отдыха находят сочетание погодных условий и красоты пейзажей очень привлекательным.

Ну а потом снова лето и так далее.

Отдыхайте на Байкале, наслаждайтесь его природой и энергетикой. Берегите озеро Байкал, не оставляйте после себя свалки, не устраивайте лесоповал. Этому озеру тысячи лет и еще через много-много лет надо, чтоб оно было также красиво и привлекательно, как сейчас.

Источник



Озеро Байкал

Озеро Байкал является одним из самых популярных туристических мест в России. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч туристов из различных уголков, не только РФ, но и всего мира. Регион богат на достопримечательности, флору, фауну и загадки. С озером Байкал связаны многие интересные факты, а также оно включено в список Чудес России.

Озеро Байкал: описание, фото и видео

Озеро Байкал обладает поистине впечатляющими размерами. Оно покрывает площадь более 30 тысяч квадратных метров. Глубина озера Байкал – 1620 метров, что делает его самым глубоководным озером в мире. К слову, максимальная глубина озера Рица в Абхазии всего 130 метров. Средний показатель глубины озера Байкал – 744 метра. В зависимости от сезона и погоды, прозрачность озерной воды может составлять 40 метров.

В длину оно вытянуто на 636 километров, а в ширину – почти на 80. Вся береговая линия имеет протяженность 2 тысячи километров. Многих интересует вопрос, сколько рек впадает в озеро Байкал? Несмотря на внушительные размеры, оно питает только одну реку – Ангару.

Точное время появления озера Байкал неизвестно. По некоторым подсчетам ему примерно 30-35 миллионов лет. При этом дно Байкала постоянно находится в процессе преобразования, в связи с землетрясениями. Первые поселения русских здесь датированы концом 17 века.

Вода озера Байкал является его главным достоинством. Она содержит огромные объемы кислорода и очень минимальный процент органики и минералов. В теплое время года вода может достигать температуры 23 градусов, как и на озере Иссык Куль, но средние показатели в летний период удерживаются в пределах 9 градусов, что сопоставимо с Телецким озером.

Байкальский лед также отличается высокой прозрачностью. Он замерзает в январе и вскрывается в конце весны. Средняя толщина ледяного покрова составляет 1 метр, но в суровые зимы она может достигать и 2 метров. Водоем с большим количеством воды существенно влияет на климат. Например, зима сюда приходит с 2-недельным опозданием и отличается значительной мягкостью, чем в соседних регионах. Лето же, наоборот, более прохладное. Байкал также богат на солнечные дни. Суммарно, по этому показателю, регион может дать фору многим курортам на Черном море.

В акватории Байкала проживают свыше 2 тысяч различных видов животных, в том числе те, которые встречаются исключительно здесь. В богатой на кислород воде водятся ценные виды рыб – щука, таймень, осетр, хариус и т.д. Флора также отличается разнообразием. В местных лесах произрастают сосны, кедры, ели и множество других видов. В 1999 был разработан закон об озере Байкал, а в 1996 году оно было включено в список мирового наследия Юнеско.

Где находится озеро Байкал?

Озеро Байкал имеет продолговатую форму с юго-западной стороны в северо-восточную. На карте оно похоже на полумесяц или «запятую», а некоторые видят в нем улыбку. Где же находится озеро Байкал? Оно раскинулось практически в центре Евразийского материка, в южном регионе Восточной Сибири, в Центральной Азии.

Озеро Байкал координаты на карте:

  • Широта — 53°01’12″
  • Долгота — 108°41’03″

Озеро Байкал на карте

Котловина озера располагается в древней впадине, имеющей ледниковое происхождение. Она, в свою очередь, образовалась в Байкальском горном регионе, окруженном непроходимыми лесами и горными массивами.

Как добраться до озера Байкал?

В далекие времена попасть на Байкал, укрытый топкими болотами, лесами и горами было непростой задачей. Сейчас, благодаря прогрессу, это не составляет труда. Как добраться до озера Байкал? Сюда можно попасть тремя путями:

  • на самолете;
  • по железной дороге;
  • на личном транспорте.

Последний вариант больше всего подходит проживающим в Сибири, хотя находятся путешественники, приезжающие на автомобилях из западных и дальневосточных регионов России. Наиболее близкие города к Байкалу с аэропортами – Улан-Удэ и Иркутск. Находятся они на противоположных сторонах, поэтому придется выбирать, какую сторону озера посмотреть.

Аэропорт Улан-Удэ каждый день принимает рейсы из столицы. Время перелета – 5 часов. С осени 2017 года сюда летает авиакомпания «Победа». Благодаря этому цены на билеты значительно снизились. От Улан-Удэ до озера – 80 километров. Добраться до озера можно на маршрутке, машине или электричке. В первом случае, транспорт ходит до поселка Гремячинска, расположенного на восточном побережье, а по железной дороге можно доехать до южного побережья. Приблизительное время в пути – 2 часа.

Аэропорт Иркутска также принимает авиарейсы со многих крупных городов. Из областного центра до озера ходит общественный транспорт, а летом до острова Ольхон осуществляется водное сообщение. До Иркутска и Улан-Удэ также ходят поезда. Время в пути – 4 дня. Цена билета немного меньше, чем на самолете. При поездке в западную часть озера можно встать на станции Слюданка. У РЖД динамическая система ценообразования, приобретя билет заранее, можно сэкономить значительную часть бюджета.

Путешествие на озеро Байкал – это целое приключение. Озеро удалено от столицы аж на целые 5 тысяч километров. Основная часть маршрута пролегает по федеральным трассам М-7 и М-53. За это время придется проехать через большое количество городов и сменить 5 временных поясов. Чтобы не сбиться с пути, желательно обзавестись навигатором или посмотреть расположение озера Байкал на карте России.

По отзывам водителей, дорога до Байкала в целом достаточно хорошая, но имеются и сложные участки.

Когда лучше посетить озеро Байкал?

Озеро Байкал прекрасно в любую пору года. Здесь всегда есть чем заняться. Самые жаркие месяцы – июль и август. За зимними развлечениями лучше ехать в конце зимы-начале весны, когда льды крепкие и прозрачные. Самый популярной сезон для отдыха на озере – лето. В эту пору доступны практически все достопримечательности, имеется возможность осуществить туристические походы с палатками, сплавы по рекам, отправиться с круизом.

Осень на Байкале наступает во второй декаде сентября. Это идеальное время для фотоохоты за красивыми пейзажами. На протяжении всей осени погода на озере Байкал безветренная и солнечная. На новогодние праздники и Рождество на озере царит сказочная атмосфера. Чистый воздух, невероятное небо, усеянное сотнями звезд и белоснежное покрывало способны удивить любого.

В мае байкальская природа оживает, появляются первые цветы и листья. В конце мая можно наблюдать ледостав.

Что посмотреть в окрестностях?

Озеро Байкал является популярнейшим туристическим направлением. В его окрестностях множество достопримечательностей, на посещение которых уйдет не одна неделя. Среди мест, в которых нужно побывать обязательно, можно выделить:

  1. Поселок Листвянка. Он расположен в устье реки Ангары и в народе считается столицей Байкала. Зимой здесь работает горнолыжный комплекс и центр ездовых собак. В поселке имеется музей с большим количеством экспонатов и нерпинарий. Листвянка богата на возвышенности с которых открывается прекрасная панорама на озеро. Также на территории поселка обустроена обсерватория для наблюдения за солнцем.
  2. Этнографический и культурный комплекс «Тальцы». Он расположен недалеко от Иркутска. На его территории обустроен быт местных народностей. Территория комплекса составляет 70 гектар. Для туристов доступно множество экскурсия и мастер-классов.
  3. Бухта Песчаная. Это одна из визитных карточек Байкала. Практически ни одна подборка фотографий об озере не обходится без нее. Основная достопримечательность бухты – ходульные деревья. В процессе эрозии их корни были вымыты и сейчас, они подобно великанам, на тонких ножках, возвышаются над побережьем. Рядом с Песчаной, находятся две бухты Внучка и Бабушка, между которыми раскинулся мыс Дед. Также в пешей доступности расположена Баланья скала – излюбленное место чаек.
  4. Хужир. Не зря Байкал часто ассоциируют с морем. Осознать это можно только проплыв по нему. Самый крупный остров на озере Байкал – Ольхон. Его столицей является поселок Хужир. Туристы могут посмотреть традиционные жилища и испробовать блюда местной бурятской кухни.

Это лишь небольшой список того, что можно увидеть на здесь. Озеро байкал – это не только отдых , но еще и незабываемые эмоции. В мире не существует столько слов, чтобы описать его красоты. Про такие достопримечательности не нужно писать, их нужно видеть.

Источник

Adblock
detector