Меню

Является ли рассказ васюткино озеро автобиографическим ответ

Краткая история создания рассказа «Васюткино озеро»

Краткая история создания рассказа

История создания

Виктор Астафьев — очень плодовитый писатель 20 века. За годы творчества он написал столько рассказов, романов и пьес, что собрание сочинений автора имеет объем 15 томов. «Васюткино озеро» — это рассказ, написанный им в 1952 году, но опубликованный лишь спустя 4 года, в 1956 году.

Краткое содержание

Васютка — главный персонаж истории, это маленький мальчик, который отправился на летнюю охоту вместе с отцом и его бригадой охотников. Однако в этот раз, вопреки привычным ожиданиям, охота была не слишком удачной — охотники не могли добыть дичь, а потому просто сидели целыми днями в домике. Васютке было скучно проводить весь день за учебниками и готовиться к школе, он каждый день гулял по лесу за орехами. Мальчик довольно хорошо ориентировался в лесу и всегда находил дорогу домой по примечательным шишечкам на деревьях.

Но однажды Васютка загулялся и сам не заметил, как оказался в незнакомой части леса, туда он забрел, потому что увидел глухаря, впервые за долгое время. Мальчику так хотелось порадовать отца и его бригаду, что он забыл об осторожности и погнался за птицей. Пристрелить глухаря он смог, а вот вернуться после этого по привычным знакам — нет.

Пять дней Васютка блуждал по лесу, почти отчаявшись вернуться домой. За это время он наткнулся на озеро, где было много рыбы. Однако к отцу мальчик все же вернулся, он смог найти дорогу от озера к реке, где встретил знакомого отца, едущего на лодке. Дядя Коляда на лодке и вернул Васютку в лагерь охотников. По возвращению Васютка рассказал охотникам про найденное озеро, куда они вскоре и отправились. В тот сезон они переключились на рыбную ловлю, а водоем стал носить название Васюткино озеро, так как нашел его главный герой истории.

Смысл названия

Для Васютки находка озера имела несколько значений. Во-первых, благодаря тому, что он смог выйти к озеру, он не погиб от голода, а занимался на нем ловлей рыбы и дичи, чем и питался несколько дней. Во-вторых, именно по нахождению озера он понял, где примерно находится, смог выйти к Енисею, откуда его и забрал друг отца — дядя Коляда. Отец мальчика, Григорий Шадрин, очень гордился своим сыном, ведь не зря озеро впоследствии было названо его именем, но старался не показывать своего особого расположения к сыну, чтобы тот не загордился. Однако Васютка все же считал, что это путешествие стало для него настоящим жизненным уроком, а само озеро — своеобразной наградой за пережитые испытания и способность не сдаваться в тяжелой ситуации.

Таким образом, данное название было выбрано автором по причине большого символического значения озера как для главного героя, мальчика, так и для всех окружающих.

История создания

Рассказ «Васюткино озеро» — одна из первых работ Виктора Астафьева. Изначально история существовала лишь как школьное сочинение, история, основой которой стала реальная ситуация из жизни самого писателя. Но позже сюжет приобрел художественную ценность и был опубликован в литературной газете, где работал одно время Виктор Астафьев.

Задание описать летний отдых Виктор получил в школе на уроке русского языка и литературы, тогда рассказ носил название «Жив». Мальчик и сам не ожидал, что его творение будет так высоко оценено учителем, но сразу опубликовать его возможности не было. Лишь спустя годы, после участия в войне и двух ранений, после того, как писатель устроился работать на железную дорогу и принял участие в создании местной литературной газеты, Виктор Астафьев вспоминает о сюжете и переписывает его, придавая оконченность произведению.

У Астафьева рано умерла мама, а отец, решив устроить семейную жизнь, женился на другой женщине и переехал. Так будущий писатель попадает в приют, где и знакомится с учителем русского языка и литературы, столь значительно повлиявшего на становление личности мальчика. Отец автора рассказа, действительно, был охотником, а потому мальчик не понаслышке знал все то, о чем пишет в школьном сочинении. Более того, кроме детального описания тайги, Астафьев взял из жизни и сюжет рассказа. Мальчик, заблудившийся в лесу — это сам автор «Васюткиного озера».

Отразились в рассказе и образы отца, и матери, и бабушки. В произведении он создает полную счастливую семью — образ того счастья, которое не получил в реальной жизни.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 9

Источник

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

  • Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий.
  • Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год
Читайте также:  У озера усадьба скайрим

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  4. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
  5. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  6. Элементы фронтальной работы.
  7. Языковой анализ текста (элементы).
  8. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).

, презентация к уроку.

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ. ( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬ Слайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

— Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

6)Что такое затеси?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята , 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

— Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка ? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». ( Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Но выхода не было!

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

… Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? ( убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 с ообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

— Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

Читайте также:  Соляной раствор озера сканворд 4 буквы сканворд

(Опрос по записям в таблице.)

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)
Слайды
— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

Работа по картам. Защита работ . ( Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

Источник

Викторина по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Составила викторину Л.И.Погодина, учитель литературы школы №3 города Бузулука

Викторина по рассказу В.П.Астафьева
«Васюткино озеро»

1.Является ли рассказ «Васюткино озеро» автобиографическим?(да)

2.Где было напечатано школьное сочинение под названием «Жив»?(в школьном рукописном журнале)

3.Какую должность занимал отец Васютки Григорий Александрович Шадрин?(бригадир)

4.По какой причине приуныли рыбаки?(перестала ловиться рыба, ушла вглубь)

5.На какой реке происходили события?(на Енисее)

6.Что предсказывал о будущем промысле дедушка Васютки Афанасий?(крупная рыба переведётся, а об омуле, стерляди и осётре только в книжках читать будут)

7.Чем были заняты рыбаки в злополучные осенние дни, когда не ловилась рыба?(чинили неводы, конопатили лодки, вязали, смолили)

8.Почему скучал Васютка?(не было товарищей, сходить было некуда)

9.Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню?(несколько центнеров)

10.Чем снабжал Васютка рыбаков?(кедровыми орехами)

11.Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеб?(по таёжному закону брали с собой хлеб)

12.Что такое затесь?(зарубки на деревьях, чтобы не потерять дорогу в тайге)

13.Какую птицу первой увидел мальчик?(кедровку)

14.Стрелял ли в нее Васютка?(нет)

15.Васютка знал, что кедровка полезна. А чем полезна?(разносит по тайге семена кедра)

16.Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?(встал на четвереньки, залаял как собака)

17.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?(килограммов пять, а может и полпуда)

18.Когда Васютка понял, что заблудился?(на деревьях не было затесей)

19. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?(не было соли)

20. Как Васютка соорудил себе постель для ночлега?(перенёс в сторону костёр, убрал угли, набросал веток хвои, мох и лёг, накрывшись телогрейкой)

21.Какое чувство овладело Васюткой ночью в заполярной тайге?(одиночество с тревогой)

22. К кому, проснувшись утром, обратился Васютка с улыбкой: «Ну, чего смотришь?Не узнала?»(к белке)

23.Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух?(10 штук)

24. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?(стала попадаться трава, которая растёт возле водоёмов, болотистая почва)

25.У озера Васютке ночевать было веселее. Но кто стал донимать его?(комары)

26. Автор говорит, что над неизвестным озером носятся «табуны перепуганных птиц». Каких птиц?(табуны уток)

27.С чем можно было спутать огромное количество рыбы у берега озера?(с водорослями)

28.Какую рыбу увидел мальчик в озере?(белую рыбу: пелядей, чиров, сигов)

29. О чём думал Васютка у озера, когда догорала заря?(о доме, о том, как в школе встречают учеников, хотел увидеть учительницу Ольгу Фёдоровну)

30. По каким приметам Васютка узнал, что вдали таёжная речка?(по лиственным деревьям)

31.Что ел мальчик в тайге, чтобы заглушить тошноту?(красную смородину)

32.Куда спрятался обессиленный мальчик от холодного осеннего дождя?(под широко разросшуюся пихту)

33.Какое выразительное средство языка применил автор, описывая тайгу: «Осинник за ночь разделся почти донага»?

34. «Будто тоненькие пластинки свёклы , на земле лежали тёмно-красные листья» — какое художественное выразительное средство речи использует писатель Астафьев?

35. На какой звук был похож слабый гудок парохода, услышанный Васюткой?(комариный писк)

36. Как Васютка понял, что его заметили на пароходе?(кто-то помахал рукой)

37. Чем кормили Васютку в кубрике, когда он рассказывал о своих похождениях?(хлебом с вяленой осётриной)

38.Как назвал Васютку старшина бота Коляда, когда мальчик уснул в кубрике?(герой глухариный)

39.Куда через два дня повёл рыбаков Васютка?(к озеру)

40.Какое «голубое пятнышко» появилось на карте района?(Васюткино озеро)

Источник



Васюткино озеро — сочинение по рассказу для 5 класса

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Сочинение по рассказу Астафьева В.П. «Васюткино озеро»

Произведение представляет собой автобиографию писателя, повествующую о некоторых моментах детства автора.

Главным героем рассказа является Васютка, представленный в образе тринадцатилетнего мальчика, отличающегося смелостью, решительностью, бойким характером.

Сюжетная линия произведения повествует о летних каникулах героя, которые он проводит совместно с рыболовами, помогая им в рыбном промысле, снабжая рабочих лесными припасами и дичью, поскольку хорошо ориентируется в лесном пространстве и не испытывает к лесным чащам страха, зная все правила пребывания в данных местах. Однако иногда в мальчике проявляются признаки подросткового упрямства, которые очень не нравится взрослым.

В один из дней Васютка решает в одиночку пойти в лес, прихватив при этом свое ружье, но отказавшись от хлеба и спичек. Мальчик прекрасно осознает не только все прелести тайги, но и ее опасность, поэтому строго следует советам взрослых и оставляет зарубки на своем пути. Однако Васютку отвлекает глухарь, которого мальчик решает обязательно добыть, поскольку дичь в виде благородной, умной, осторожной и вкусной птицы является его давней мечтой. Начиная погоню за раненым глухарем, подросток отходит далеко от оставленных зарубок и понимает, что заблудился.

Читайте также:  Чему мать научила васютку провожая его в тайгу васюткино озеро

Поначалу, мальчиком овладевает паника, но вскоре вспоминает слова деда и отца о том, что тайга отрицательно относится к слабым людям. Поэтому мальчик старается избавиться от страха и вспомнить все советы взрослых, связанных с выживанием в лесу. Васютка принимается к разведению костра, приготовлением ужина из подстреленной птицы, а затем укладывается спать. Наутро настроение мальчика становится лучше, он чувствует себя веселым и бодрым, отправляясь на поиски родного дома.

Подростку удается найти водоем, однако им оказывается не река Енисей, к которой мальчик надеялся выйти, а незнакомое озеро, в котором водится большое количество рыбы. Поскольку озеро является проточным, мальчику удается найти людей, которым он показывает свое открытие, очень удачное для рыбного промысла, впоследствии названное его именем.

Своеобразием произведения является мастерское изображение зарисовок дикой природы и окружающего таежного пейзажа.

Таким образом, рассказ повествует о мальчике, который выживает благодаря своей смелости, выдержке, рассудительности, живого ума, знаний.

Другие темы: ← По рассказу Царь-рыба↑ АстафьевКак Васютка выжил в тайге? →

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Популярные сочинения

  • Сочинение Красота (Что такое красота)
    Красота — это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.
  • Сочинение Градоначальник Угрюм-Бурчеев (Характеристика и образ)
    Салтыков-Щедрин – великий писатель, подаривший России множество сказок и романов, обличающих действительность. Одним из таких произведений является «История одного города»
  • Сочинения про Зиму

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело – остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь – искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Краткий сюжет

Сжатый пересказ произведения может пригодиться для работы с читательским дневником. После прочтения краткого сюжета рекомендуется прочитать книгу «Васюткино озеро» в оригинале. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить кратко план пересказа, например:

  • Рыба ушла на дно.
  • Сбор орехов для рыбаков и подготовка к походу.
  • Мальчик неожиданно потерялся.
  • Несколько дней в глухой тайге.
  • Спасение ребенка.

Команда Григория Афанасьевича ушла ловить рыбу у низов Енисея. Пришлось им остановиться в домике и ждать удачного времени, так как подул мягкий ветер, а рыба уплыла на глубину. Рыбаки занимались своими делами, а Васютка заскучал. Лишь одно он мог делать — собирать кедровые орехи. Но когда деревья опустели от шишек, мальчику пришлось пробираться все дальше в глубину леса.

Так и получилось однажды. Отправился Вася в поход за орехами для друзей. Взял с собой хлеб, спички и ружье, без которого мать запрещала ему передвигаться по лесу. Шел ребенок по тайге, следил за метками на деревьях и раздумывал о дороге и о различных случаях. Тут он замечает большого глухаря, которого одним выстрелом не получилось ранить. Птица улетела вглубь леса, а мальчик попытался ее догнать и заблудился.

Сначала Вася испугался и побежал куда глаза глядят. Но вскоре наступила ночь и мальчик решил задуматься о ночлеге, хорошо, что с собой взял спички. Когда стало прохладно, он развел небольшой костер из веток, а глухаря спрятал в угли. Когда птица приготовилась, он с аппетитом стал ее уплетать. Поужинав, школьник убрал в сторону тлеющие огоньки от костра и построил лежанку изо мха на теплой земле.

Ночь прошла неспокойно. Проснувшись, школьник залез на самое высокое дерево, чтобы понять, на какой стороне находится река, но дорогу домой не обнаружил. Очень обширной ему показалась тайга и он решил отправиться на север. К вечеру Васютка заметил под ногами травяные бугры и подумал, что поблизости есть водоем. Но к сожалению это был не Енисей, а печальное озеро с нетрусливыми утками и большим количеством рыбы.

Возле озера мальчик решает остановиться на ночлег и подстреливает дичь. Как же грустно и страшно ему было в холодном лесу. Он вспомнил родную школу и пожалел, что вел себя недобросовестно по отношению к учителю, когда она запрещала курить табак. И подумал, что если ему удастся выбраться из тайги, то он в жизни больше не будет курить. С утра парень стал приглядываться к рыбе и сделал вывод, что водоем непременно приведет к Енисею.

В этот осенний денек изменилась погода и полил ливень, так что главному герою пришлось прятаться под пихтой. Он съел последний кусочек хлебца и задремал. А когда проснулся, в округе уже все потемнело, но дождь еще шел. Мальчик принялся разводить костер и услышал отдаленный гул парохода. Благодаря этому звуку Вася выбрался к Енисею, но ни один из приближавшихся теплоходов так и не остановился на его зов. Бессмысленно ребенок размахивал руками, потому что капитаны приняли его за коренного жителя.

Так и остался Василий ночевать на этом месте, но под утро опять услышал гудение, которое могло издавать только выхлопное отверстие рыбосборочного судна. Мальчик засыпал костер всеми дровами, которые у него были, сделал сильный огонь и принялся палить из ружья, чтобы его заметили. Капитаном лодки оказался знакомый мальчика — дядька Коляда. Он и помог ему вернуться к родным, которые уже пять дней вели поиски в тайге.

Дома ребенок рассказал всем про странное озеро полное рыбы и через два дня рыбаки отправились туда. Этот водоем и назвали Васюткиным. Через некоторое время на региональной карте появилось еле заметное пятнышко с надписью «Васюткино оз.», но на обычной карте это озеро не получится отыскать.

Источник

Adblock
detector