Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.
Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
- орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности — речное русло, горный водораздел и т.д.);
- геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
- комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.
Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных границ, а значит и принадлежности государственной территории путём подписания соответствующего международного договора.
Принцип нерушимости государственной границы сформировался после окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств признать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.
Принцип неприкосновенности территории государства означает запрет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:
В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы:
Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.
Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.
Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.
Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.
Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.
Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
- на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
- на море — по внешней границе территориального моря РФ;
- на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режим государственной границы включает правила:
- содержания Государственной границы;
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
Источник
Международное право
Государственная граница
Государственная граница — это действительная или воображаемая линия, отграничивающая территорию одного государства от территории сопредельного государства. Трем средам государственной территории соответствуют сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутные и водные границы устанавливаются по соглашению между государствами; морские границы — законодательным актом прибрежного государства в соответствии с нормами международного права.
В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:
- обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.
Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация. Делимитация — это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами или, например, в мирном договоре и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границ между соседними государствами является фактором мира и безопасности, добрососедских отношений. Демаркация — это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. С этой целью создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков.
О всех действиях по демаркации составляются специальные документы: протокол-описание прохождения границы, карта с нанесением на нее линии границы, а также протоколы на каждый пограничный знак. Иногда возникает необходимость в редемаркации государственной границы, т.е. проверке, восстановлении, замене или установке новых пограничных знаков. Редемаркация осуществляется на основе специальных соглашений (чаще всего такие соглашения касаются проверки речных участков границы). Российская Федерация имеет такие соглашения с Польшей, Венгрией, Румынией и Турцией (проверка речных участков), с Чехией и Словакией (в порядке правопреемства от Чехословакии) и Монголией (проверка всей линии государственной границы).
На пограничных реках (Одер, Эльба, Амударья и др.) граница, как правило, устанавливается следующим образом; по судоходной реке — по фарватеру или тальвегу; по несудоходной реке — по середине реки. Однако по соглашению между государствами граница может быть установлена по-иному. На пограничных озерах линия государственной границы соединяет точки сухопутной границы, выходящие к берегам озера.
Прохождение государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами:
- на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясновидимым ориентирам;
- на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
- на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Для обеспечения неприкосновенности государственных границ устанавливается определенный режим. Режим государственной границы включает правила:
- содержания государственной границы;
- пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на государственной границе либо вблизи ее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
Режим границы России устанавливается Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и другими актами, а также международными соглашениями с сопредельными государствами.
Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы Российской Федерации, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы РФ из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные представители Российской Федерации. Российская Федерация заключила соглашения с сопредельными государствами (кроме США, Японии и КНР) по пограничным вопросам, в которых регулируются также права и обязанности пограничных представителей, которые в основном сводятся к следующему: принимать меры для предотвращения случаев нарушения пограничного режима; расследовать и разрешать все случаи нарушения пограничного режима, а также (в пределах их компетенции) претензии о возмещениях, явившихся следствием пограничных инцидентов. Более серьезные вопросы, касающиеся нарушения Государственной границы РФ, разрешаются в дипломатическом порядке.
Пограничные представители проводят свою работу, как правило, на совместных заседаниях на территории той стороны, по инициативе которой происходит заседание. Постановления, совместно принятые пограничными представителями, обязательны для сторон и окончательны. При выполнении своих служебных функций пограничные представители пользуются личной неприкосновенностью; неприкосновенны находящиеся при них служебные документы, а также помещения, транспорт.
Основные положения таможенных правил. Грузы и ценности перемещаются через государственную границу в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом. Таможенный кодекс РФ является основным законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность центральных и местных таможенных учреждений. Российские таможенные учреждения осуществляют контроль за соблюдением государственных таможенных правил, совершают таможенные операции, ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и с контрабандой (ст. 2 Кодекса). Осуществляя такой контроль, таможенные учреждения РФ предотвращают незаконные провоз или пересылку грузов и предметов через Государственную Границу РФ, задерживаю! или конфискуют грузы и предметы, провозимые или пересылаемые с нарушением установленного порядка либо контрабандным путем, привлекают к ответственности в административном порядке лиц, совершивших нарушения таможенных правил или контрабанду, подготавливают или передают в следственные органы материалы о лицах, совершивших контрабанду, наказуемую в уголовном порядке.
Источник
Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения
Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Источник
Правовой режим государственной границы
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ».
Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
- обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
- взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
- взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирное разрешение пограничных вопросов.
РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
- на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
- на море — по внешней границе территориального моря РФ;
- на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
· Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.
Законом «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к Государственной границе.
Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.
Режим государственной границы включает правила:
- содержания Государственной границы;
т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответствовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавливаются сроки совместных осмотров пограничных знаков и пограничных просек. В случае повреждения или утраты пограничных знаков немедленно принимаются меры по их восстановлению.
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
Переход (переезд, перелет) государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами может осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпереходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново — Бранево, Багратионовск — Бартошице, Мамоново — Гроново и др.).
При пересечении государственной границы должен соблюдаться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.
Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную границу на море) с целью осуществления права мирного прохода.
Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допускается только с разрешения компетентных органов соответствующего государства.
Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
Перемещение через государственную границу товаров, грузов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Въезд на территорию РФ и выезд регламентируется федеральным законом — » О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию». от 15 августа 1996 г., а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания — неиммиграционная виза. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Федерации и Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).
По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.
В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям государства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.
Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инцидентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации.
Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государственной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совершения насильственных действий в отношении лиц, находящихся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу, незаконного перехода (пересечения) границы и других нарушений режима границы.
Источник
Территория и другие пространства в международном праве
2014-02-02
3355
08.11.2012
Консульские привилегии и иммунитеты.
Иммунитет и привилегии консульского представительства относятся : 1) все те же что и на дипломатические представительства распространяются, право на свободные отношения с собственными гражданами на территории принимающего государства, в случаи задержании гражданина консульство должно быть проинформировано, в случаи вынесения судебного решения гражданина без процедуры уведомления в таком случаи судебное дело должно быть пересмотрено, международный суд в 2004.
Отличается по персоналу — имеют исключительно функциональный характер, консульских иммунитет от уголовной юрисдикции не имеет абсолютного характера, консульское лицо может быть задержано в случаи тяжких преступлений.
Как правило государство заключает международные договоры консульские должностные лица получают те же иммунитеты что и дипломатические должностные лица.
Территория часть земного пространства ограниченная от других территорий границами(поверхностями) имеющая соответствующий правовой статус и режим.
Границей земного пространства является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию земли, находящиеся на определенном расстоянии от поверхности Земли.
Земное пространство 3 вида:
Международные территории или ничейные территории
Территории со смешанным статусом ( исключительная экономическая зона и континентальный шельф)
Граница между пространствами представляет собой линией обозначенной на картах по возможности на местности сквозь которые проходят плоскости разделяющие различные пространства.
С одной стороны эти плоскости ограничиваются космическим пространством а с другой стороны 1) земной корой или 2) ядром земли или 3) технически доступной глубиной недр.
Земное пространство.
Государственная территория — пространство находящиеся под государственным суверенитетом, территориальное верховенство государств не является абсолютным.
Выделяют пассивные и активные ограничения территориального верховенства государства
Пассивные ограничения — отказ государства осуществлять юрисдикцию в отношении иностранных судов, находящихся в территориальном море, отказ в юрисдикции в отношении лиц и объектов, пользующихся дипломатическими и консульскими иммунитетами, отказ от некоторых суверенных прав в отношении демилитаризованных территорий.
Активные ограничения — предоставления территорий в аренду, предоставление территорий для размещения военных баз, осуществление общего транзита.
Прохождение границ должно быть установлено и признано в международном плане.
Установленными границами являются границы демилитированные ( нанесенные на карту) и демаркированные (установленные на местности)
Международное признание границ — признание границ сопредельными государствами.
Если соседство идет с международными границами — признанием является молчаливое или явное признание границ, установленных в соответствии международно — правовыми предписаниями.
Границы различаются на:
Ораграфические — следуют рельефам.
Геометрические- границы проводимые по абстрактным линиям:
Астрономические границы проводимые по меридианам и параллелям (Африка)
При установлении границ учитывают следующий факторы:
Социальные — учёт размещения тех или иных социальных групп.
Политические — соображения безопасности.
Административно — территориальное деление.
В случаи если границей является река и она является судоходной то граница определяется 1) по середине реки или 2) по середине фарватера или 3) по тальвигу. Тальвиг — линия наибольших глубин этой самой реки.
Пограничные споры регулируются по средствам:
-Пограничных комиссаров, учреждаемых в соответствии с договором между государствами. Они обладают иммунитетами и имеют полномочия по пресечению правонарушении на границе, по расследованию нарушений, оказывает помощь для возврата имущества незаконно перемещенного и рассматривает претензии заинтересованных лиц.
В международном праве установился принцип стабильности международных договоров в частности не предполагается денонсация международных договоров, в международных договорах не должны содержаться отменительные условия, военные действия не должны влиять на судьбу подобных договоров и остается спорным существенного нарушения условий договора на судьбу договора о границах. Однако, стабильность договоров не означает не возможности изменения границы.
Основания для изменения границы является:
Территориальная цессия (купля — продажа)
Оккупация — переход под юрисдикцию государства земель ни кем не занятых, никто не проживал. Для оккупации необходим эффективный контроль использования территории.
Аккреция искусственная или естественная увеличение территорий государства. Намыв территорий, извержение вулканов.
Титул смежности владения — на основании титула Россия, Канада претендуют на Арктику.
Адъюдикация — переход территории на основании решения международной организации.
Переход территории на основе военных действий — аннексия.
Территорию государства составляют сухопутное пространство, водное пространство, воздушное пространство, недра, расположенные в сухопутных и водных пространствах и некоторые ученные выделяют фиктивные государственные территории: суда и дипломатические консульства и представительства, находящиеся на территории других государств.
Сухопутное пространство. К нему относятся материковая часть (суша), острова, архипелаги, Канада и РФ претендуют также на льды припаянные к берегу, находящиеся в арктическом секторе.
Арктический сектор — пространство, находящиеся в пределах треугольника основание которого является северная граница государства а вершиной полярный полюс.
Водное пространство складывается из внутренних вод и территориального моря.
К внутренним водам относятся:
Морские воды, расположенные к берегу от линии расчета ширины территориального моря.
Воды заливов в случаи если ширина менее 24 миль.
Международные реки— судоходные реки, проходящие на территории нескольких государств, имеющие выход к морю в использовании, которых заинтересованы широкий круг государств. Если в использовании реки заинтересованны лишь прибрежные государства то такие реки многонациональные. Статус устанавливается международным договором. Устанавливаются ограничения на изменения реки и судоходства.
Территориальное море — прибрежная полоса морских вод ширина которых. Не может превышать 12 миль. Особенность в том что суда иностранных государств имеют право беспрепятственному мирному прохождению через эти воды.
Недра. Дискуссионным является вопрос глубины. По технической доступности — глубина. В отношении недр государство обладает полным государственным суверенитетом.
Воздушное пространство — суверенитет воздушного пространства после первой мировой войны после Парижской конвенции о регулировании воздушной авиации. Устанавливается разрешительная система в соответствии с которой каждое государство разрешает пересечение границы государства только в определенных территориях. Государство разрешает перемещение перемещение только в определенных коридорах. Разрешается приземление только в международных аэропортах. Каждое иностранное судно должно иметь опознавательные знаки и иметь сопроводительные документы по образцу ИКАО.
В составе государства могут выделяться
Полная — предполагает уничтожение и запрет сооружений военных объектов запрет размещения вооруженных сил, запрет производства вооружения на данной территории, в плоть до запрета ввоза вывоза материалов необходимых для вооружения.
Частичная — предполагает установление лишь некоторых из запретов.
Нейтрализованные территории исключенные из театра военных действий.
Негосударственная земная территория
Ее статус регулируется обычным правом и международными договорами.
К ней относятся:
Морские пространствам: толщина морей и океанов.
Воздушное пространство на этими моря и океанами.
Статус устанавливается конвенцией 1982 о морском праве, также большое количество актов 1958 — 1960 на конференции морского права.
На морском пространстве действует принцип свободы морского моря. Море находится в равном доступе для всех государств физических юридических лиц., свобода рыболовства.
Должны учитывать интересы прибрежного государства данный ресурс не является безграничным соответственно государство устанавливает ограничение на ловлю. Существует совет по рыболовству средиземным морем, индо — тихоокеанская комиссия по рыболовству. Свободу прокладывать кабели и трубопроводы. В рамках международного правого пространства особы статус облает исключительная экономическая зона и континентальный шельф.
Источник