Меню

Законопроект по озеру байкал

Госдума отменила природоохранный статус территорий вокруг Байкала

Депутаты Госдумы приняли законопроект, по которому разрешается сплошная вырубка леса на Байкале – это позволит продолжить строительство Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. По законопроекту Байкал теперь можно застраивать без общественных слушаний.

Госдума отменила природоохранный статус территорий вокруг Байкала

Госдума в третьем чтении приняла законопроект, который снимает природоохранный статус территорий вокруг Байкала. Он позволит до конца 2024 г. переводить земли лесного фонда в земли иных категорий и вырубать леса под строительство Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

«Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий» — указано в законопроекте.

Сплошная вырубка лесов вдоль притоков Байкала, по мнению экологов, может привести к обмелению озера. При этом депутаты уверяют, что принятие законопроекта не нанесет никакого вреда озеру – все решения о вырубке или строительстве будут приниматься после тщательной проверки.

Однако экологические общественные организации требуют запретить вырубку леса на Байкале. В сети даже появилась петиция с призывом спасти о. Байкал от обмеления.

«Вырубка леса в России катастрофических масштабов. Наносится непоправимый ущерб экологии. Один из главных пострадавших – озеро Байкал: исчезновение леса по берегам втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления “великого моря”», – пишут авторы петиции.

Эксперт «Гринпис России» Михаил Крейдлин считает, что законопроект позволит отменить государственную экологическую экспертизу. Об этом пишет «Новая газета». По словам специалиста, без экспертизы будет разрешено застраивать территории на Байкале без общественных слушаний. Это означает, что граждане не будут знать, что планируется делать на территориях, а также они не смогут принимать экологически значимые решения.

Депутат Госдумы Николай Николаев заявил, что принятие законопроекта выгодно с политической точки зрения – по магистралям, которые планируют построить у Байкала, можно перевозить товары из Китая в Европу. Однако депутат утверждает, что вырубленная полоска леса у Байкала будет восстановлена на другой территории региона.

«Чтобы расширить БАМ, нужно убрать полоску леса. Хочу напомнить, что, согласно принятому закону об обязательном лесовосстановлении, эта полоска должна быть в обязательном порядке высажена на территории данного региона», – уточнил Николаев.

Кроме того, Минприроды изменило перечень видов деятельности, которые запрещены в особо охраняемой зоне Байкала. Теперь запрет на хозяйственную деятельность на центральной территории Байкала распространяется на инвестиционные проекты и указы и распоряжения президента России.

Напомним, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в Бюджетный кодекс. Теперь 148 млрд руб. компенсации за экологическую катастрофу пойдут не в Норильск, а в федеральный бюджет. Это равно примерно восьми годовым бюджетам северного города.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

Источник

Кто продал Байкал. Единороссы отменили природоохранный статус территорий вокруг озера

Депутаты Госдумы приняли ряд законов, касающихся Байкальской природной территории. В частности, 15 июля в третьем чтении принят законопроект «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который позволит до 31 декабря 2024 года не проводить государственную экологическую экспертизу для всех объектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры. Также, согласно законопроекту, на территории разрешены виды деятельности, позволяющие увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Если говорить проще, теперь закон позволяет переводить земли лесного фонда в земли иных категорий и, соответственно, вырубать столько леса, сколько это покажется необходимым.

«Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий» — указано в законопроекте.

По словам специалиста в природоохранном законодательстве, эксперта «Гринписа России» Михаила Крейндлина, этот законопроект опасен именно из-за того, что он отменяет экологическую экспертизу, которая является единственной законодательно закрепленной формой экологической оценки инфраструктурного объекта. Также экспертиза обеспечивала права граждан на получение информации о том, что планируется делать на их территории, то есть жители страны могли влиять на принятие экологически значимых решений.

Из-за законопроекта теперь Байкал можно застраивать без общественных слушаний.

Вероятно, что пункт, в частности об отмене экспертизы, лоббировался, потому что чиновники и сами осознают, каким плачевным для Байкала может стать строительство транспортных объектов, несмотря на публичные высказывания о том, что их возведение будет контролироваться и не нанесет серьезного вреда.

Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной думы Николай Николаев объяснил решение о вырубке леса тем, что экология сегодня является большой политикой. По его словам, БАМ и Транссиб принесут большую выгоду для России и Китая, так как по магистралям можно будет перевозить товары из Китая в Европу.

Читайте также:  Озеро русятка в вязьме

«Чтобы расширить БАМ, нужно убрать полоску леса. Хочу напомнить, что, согласно принятому закону об обязательном лесовосстановлении, эта полоска должна быть в обязательном порядке высажена на территории данного региона. Изначально эта железная дорога строилась как магистраль, которая связывает Дальний Восток с Центральной Россией. И это единственная подобная магистраль», — заявлял Николаев.

Никаких ограничений касательного того, каких размеров может быть «полоска» леса, законопроект не предусматривает.

Внесением законопроекта «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в Госдуме занимаются депутаты Н.Н. Гончар («ЕР»), И.В. Сапко («ЕР»), Р.В. Кармазина («ЕР»), П.М. Федяев («ЕР»), В.И. Афонский («ЕР»), И.М. Гусева («ЕР»), Н.В. Малов («ЕР»). Однако эксперта «Гринписа России» Михаил Крейндлин предполагает, что основными лоббистами являются Минтранс и заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, который отвечает за строительство и развитие инфраструктуры.

Также Министерство природы вынесло на обсуждение обновленный перечень видов деятельности, которые запрещены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Хотим напомнить, что Байкальская природная территория поделена на три части: центральную, буферную и зону атмосферного влияния. При этом центральная является особо охраняемой природной территорией, и ее границы входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

В новом перечне от Минприроды указано, что действовавший ранее запрет на хозяйственную деятельность по берегам Байкала теперь не будет распространяться как на инвестиционные проекты, реализуемые на основании актов федерального правительства, так и на указы и распоряжения президента России.

«Этот проект вообще чудовищный. Например, гипотетическая ситуация: какой-нибудь китайский инвестор приходит к губернатору Бурятии и говорит, что он хочет построить какой-нибудь целлюлозно-бумажный комбинат на Байкале и вырубить для этого весь оставшийся лес. Губернатор пишет письмо президенту, президент назначает рассмотрение этого вопроса. Это значит, что — все, он будет построен», — объясняет Михаил Крейндлин возможные последствия нового перечня от Минприроды.

То есть обсуждаемые сейчас законопроекты буквально развязывают руки для строительства даже самых опасных объектов у Байкала.

Теперь все будет зависеть от того, насколько умело тот или иной чиновник станет объяснять президенту, что именно ему кажется необходимым для возведения на Байкальской природной территории.

Экологические общественные организации, в числе которых «Социальный экологический союз», «Реки без границ», требуют, чтобы Минприроды отказалось от принятия нового перечня запрещенных действий на Байкале.

Недавно в Сети появилась петиция, адресованная правительству РФ и Минприроды, которая призывает запретить вырубку лесов у озера. «Один из главных пострадавших — озеро Байкал: исчезновение леса по берегам втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления «великого моря», — отмечают в своем обращении активисты.

В 1996 году озеро Байкал было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО по всем возможным критериям. Когда озеро включали в список ЮНЕСКО, руководству России был предъявлен ряд рекомендаций, одним из которых являлось принятие Федерального закона об охране озера Байкал. Также было рекомендовано увеличить ресурсное обеспечение деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков, которые и планируется вырубить для строительства транспортных объектов.

Экологи считают, что подобное отношение к озеру и прилегающим территориям приведет Россию к репутационным потерям на международной арене.

«ЮНЕСКО очень пристально наблюдает за тем, что происходит на Байкале. Фактически раз в два года они требуют от России отчетов и пишут потом о своей обеспокоенности. Мы и наши коллеги сообщили им обо всех этих новациях. И с очень большой вероятностью Байкал будет включен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Это совершенно позорный факт, потому что он означает, что государство, которое само предложило внести тот или иной объект в список всемирного наследия, вообще не обеспечивает его сохранность.

Никакая цивилизованная страна не будет такому рада. И основные объекты, которые под угрозой, находятся в таких странах, как Демократическая Республика Конго или Гондурас. Очень не хотелось бы, чтобы наша страна вошла в этот список, но она все делает, чтобы войти», — говорит Крейндлин.

Источник

Владимир Путин подписал закон о вырубке леса на Байкале

Сегодня президент подписал федеральный закон и полностью отменил государственную экологическую экспертизу объектов, возводимых на особо охраняемых природных территориях регионального уровня. Этот же закон отменяет до 31 декабря 2024 года экоэкспертизу на федеральных заповедных территориях, а также на Байкальской природной территории.

Теперь объекты модернизации транспортной инфраструктуры — железные и автодороги, порты, аэродромы и всё, что с ними связано, — будут строиться без учёта экологических рисков. А для расширения и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей по берегам озера разрешено проводить сплошные вырубки леса.

Читайте также:  Озеро в малой елани

Это один из самых экологически опасных законов, принятых в последнее время. Институт экологической экспертизы — единственный законодательно закреплённый механизм предварительной экологической оценки проектов хозяйственной деятельности. Отмена её означает, что на всех особо охраняемых территориях, в том числе и на Байкале, без какой-либо проверки экологической безопасности можно будет строить всё, что прямо не запрещено законом.

Особенно это опасно для ООПТ регионального значения, режим охраны которых часто позволяет прокладывать любые линейные объекты (как в Кургальском заказнике, охраняемом международной Рамсарской конвенцией, природных парках «Горная Адыгея» и «Южно-Камчатский», включённых в объекты ЮНЕСКО «Западный Кавказ» и «Вулканы Камчатки»), а иногда — и добывать полезные ископаемые, как в природном парке «Нумто».

Теперь на заповедных землях можно будет делать практически что угодно, вообще не учитывая, что эти проекты никогда бы не одобрила экологическая экспертиза.

Судьба Байкала становится всё более плачевной, учитывая, что прямо сейчас Минприроды разрабатывает новый перечень видов деятельности, запрещённых в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, который фактически лишает объект ЮНЕСКО «Озеро Байкал» защиты от хищнического освоения и застройки. Проект перечня опубликован и проходит общественное обсуждение до 3 августа.

В новый байкальский перечень не входят — а значит, могут быть построены в центральной экологической зоне вокруг Байкала — любые объекты, если они указаны в постановлениях и распоряжениях федерального правительства, а также в указах, распоряжениях и даже поручениях президента страны.

Экологическая экспертиза — единственный правовой механизм, обеспечивавший право граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на их участие в принятии экологически значимых решений. Люди, живущие на Байкале, даже не узнают, что рядом с их домом собираются строить, и не смогут никак на это повлиять.

Именно поэтому, уже почти 8 тысяч человек высказались против принятия этого проекта.

Ранее к президенту с просьбой не подписывать закон о вырубках на Байкале обратились два отделения Российской академии наук. К сожалению, они не были услышаны.

Совсем непонятно, как подписанный сегодня закон согласуется с подписанным этим же президентом 21 июля 2020 года указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому экологическое оздоровление озера Байкала является одним из целевых показателей выполнения национальных целей развития России до 2030 года.

То, что сейчас происходит с природоохранными нормами, является прямым нарушением обязательств Российской Федерации по охране всемирного культурного и природного наследия. Озеро Байкал утратит статус объекта ЮНЕСКО и будет переведено в позорный список «наследия, находящегося под угрозой».

Стоит напомнить, что экологическую экспертизу на охраняемых природных территориях отменяли в 2006 году, однако уже через два года она была полностью восстановлена. Тогда власти страны осознали, что отмена экологической экспертизы угрожает не только экологии, но и экономике.

Надеемся, что и экологическая экспертиза будет полностью восстановлена в ближайшее время, до того, как необдуманные поступки российских законодателей приведут к новым техногенным авариям в наиболее экологически чувствительных районах нашей страны.

Вы находитесь на странице, адап­ти­ро­ван­ной для быстрой загрузки

Источник



Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (с изменениями и дополнениями)

  • +–Глава I. Основные положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал
    • Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории
    • Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал
    • Статья 4. (утратила силу)
  • +–Глава II. Режим охраны Байкальской природной территории (ст.ст. 5 — 12)
    • Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории
    • Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории
    • Статья 7. Водный режим озера Байкал
    • Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений
    • Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории
    • Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах
    • Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне
    • Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне
  • +–Глава III. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал (ст.ст. 13 — 14)
    • Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал
    • Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал
  • +–Глава IV. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал (ст.ст. 15 — 26)
    • Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал
    • Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории
    • Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории
    • Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов
    • Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал
    • Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал
    • Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал
    • Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал
    • Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал
    • Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал
    • Статья 25.1. Заключительные положения
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Читайте также:  Медвежьи озера московская область поликлиника

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ
«Об охране озера Байкал»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 14 июля, 30 декабря 2008 г., 18 июля, 21 ноября 2011 г., 28 декабря 2013 г., 28 июня 2014 г., 18 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Определяются режим охраны байкальской природной территории, нормативы предельно допустимых вредных воздействий, государственное регулирование в области охраны. Устанавливается, что экологическое зонирование территории осуществляется в порядке, установленном Правительством России. Определяется экологическая паспортизация хозяйственных объектов и территории традиционного природопользования. Запрещается строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Перечисляются виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 мая 1999 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2220

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Adblock
detector